Специальные знания, по мнению экспертов и ученых, это «не общеизвестные, не общедоступные, не имеющие массового распространения». Это знания, которые «находятся за пределами правовых знаний, общеизвестных обобщений, вытекающих из опыта людей».
Эти определения не являются исчерпывающими. С античных времен известно, что определение через отрицание есть худшая из дефиниций. Предпочтительнее описание свойств, сторон и отношений определяемого. Что касается знаний в области строительства, их нельзя считать исключительным достоянием специалистов.
В юридической литературе соотношению понятий «знания» и «познания» уделялось достаточно много внимания. В философской литературе знание - это «продукт общественной материальной и духовной деятельности», а познание - как «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий».
Можно утверждать, что «знание» - динамическое понятие, оно предполагает целенаправленные действия. Знание постоянно изменяется: качественно и количественно. Зависимость между объемом повседневных и научных знаний имеет не причинно-следственный, а функциональный характер.
У суда (следователя, дознавателя и пр.), решающего вопрос о необходимости назначения экспертизы, возникает потребность именно в специальных знаниях, а не познаниях сведущего лица.
Законодатель зачастую использует в такой ситуации термин «познания» (ч. 4 ст. 80 УПК РФ, ч. 1 ст. 25.9, ч. 1 ст. 26.4 КоАП). Полагаем, что здесь мы имеем дело с ситуацией, когда допущенная однажды семантическая некорректность прочно прижилась как в нормативных правовых актах, так и в работах, посвященных проблемам судебной экспертизы.
Специфическая черта специальных знаний - их отличие от знаний житейских, обыденных. «Проблема разграничения обыденного и специального знания - это проблема определения критериев потребности в специальных знаниях». Решая эту проблему применительно к знаниям эксперта-строителя, целесообразно исходить из современного представления об особенностях научных знаний и предлагаем вниманию читателя собственное понимание этого вопроса.
В чем отличие специальных знаний от обыденных?
1. Специальная подготовка сведущего лица.
Подготовка экспертов предполагает наличие у них знаний в области научных (теоретических и прикладных) строительных дисциплин. В обыденном понимании знания - это лишь сведения о предметно-ориентированных связях и явлениях, характеризующих процессы возведения и эксплуатации строительных объектов. Говоря о законе, мы имеем в виду устойчивые, постоянные, существенные связи между отдельными явлениями, свойствами и процессами. Под предметно-ориентированными понимаются связи менее прочные и устойчивые, помогающие разбираться в окружающих предметах, использовать их только для решения бытовых вопросов. При подготовке эксперта-строитель получает знание типовых следственно- и судебно-экспертных ситуаций. Их разрешение требует участия сведущего в области строительства лица. Это позволяет ему корректировать методические подходы в зависимости от характера складывающейся правовой коллизии.
2. Высокая точность и строгая определенность специальных строительно-технических знаний.
Существенный момент - точность и однозначность используемых сведущим лицом терминов и определений. При всех преимуществах бытового языка - богатстве словарного запаса, разнообразии форм и выражений - в нем нет всей совокупности указанных характеристик. Это довольно часто приводит к различного рода недоразумениям при решении житейских проблем. Заключению эксперта (как, впрочем, и специалиста) отводится важная роль в процессе судопроизводства, поэтому речь его - как письменная (текст заключения), так и устная (допрос эксперта либо специалиста следователем, судом) должна быть, насколько это возможно, лишена недостатков, присущих бытовой речи.
3. Динамика изменения объема и содержания специальных строительно-технических знаний. Объем и содержание обычных знаний, разумеется, тоже трансформируются, но несравнимо медленнее, чем знаний специальных.
Развитие, пополнение обыденных знаний обусловлено потребностями бытового характера:
- появление новых строительных материалов, которые используются в индивидуальном строительстве и при проведении косметического ремонта квартир;
- насыщение рынка импортным электро- и санитарно-техническим оборудованием. Их использование, более или менее активное участие обывателя в проведении строительных работ приобщает его к знаниям в области строительства, дает некоторые основания для суждений о преимуществах и недостатках современной строительной продукции, способах выполнения производственных операций.
Развитие специальных знаний происходит несоизмеримо быстрее. Это требует от эксперта уже иных, более глубоких знаний о ценообразовании в строительстве. В практику решения стоимостных задач ССТЭ понятие рыночной стоимости строительных объектов и земельных участков, функционально связанных с ними. Теперь подлежат изучению присущие рынку виды стоимости, отличные от рыночной:
- стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
- стоимость замещения и воспроизводства;
- стоимость при существующем использовании;
- инвестиционная стоимость;
- стоимость для целей налогообложения;
- ликвидационная и утилизационная стоимость и пр.
4. Четко выраженный нормативистский характер специальных знаний эксперта-строителя.
Все этапы, предшествующие возведению строительных объектов (гидрологические исследования, исследования геологической подосновы зданий и сооружений, проектирование), собственно процесс строительства, а также процессы эксплуатации, ремонта (реконструкции) и утилизации продукта строительного производства регламентированы специально разработанными и утвержденными в установленном порядке, обязательными для выполнения требованиями. Это строительные нормы и правила (СНиП), ведомственные строительные нормы (ВСН), отраслевые правила, указания и пр.
Характер знаний экспертов-строителей в определенной мере подобен знаниям лиц, сведущих в области инженерно-транспортных, инженерно-технических и инженерно-технологических экспертиз. Это сходство обусловлено тем, что объектом исследования являются предназначенные для потребления предметы - строительные объекты, автомобили либо иная продукция индустриального производства, товары, к свойствам которых (потребительским, функциональным, свойствам безопасности и пр.) предъявляется множество требований. Особым требованиям должны отвечать и действия лиц, занятых как созданием продукции такого рода, так и ее эксплуатацией - использованием по прямому назначению. Сведения о содержании и форме этих требований отражены в специальных источниках и также составляют элемент специальных знаний эксперта.
5. Двоякая направленность специальных знаний.
С одной стороны, с их помощью эксперт получает необходимую ему для дачи ответов на поставленные перед ним вопросы информацию, т.е. для решения практических задач.
С другой стороны, они направлены на выработку новых знаний как путем заимствования из объема знаний о строительстве, существующего и развивающегося вне сферы судебно-экспертной деятельности, так и в ходе ее осуществления.
Примером синтеза научно-теоретических знаний и накопленного экспертами-строителями опыта является методика определения возможности реального раздела домовладений между их совладельцами в соответствии с условиями, заданными судом, разработки вариантов раздела, выполнения сопутствующих технических и экономических расчетов.
Эти знания - часть существующей системы экспертных знаний. Они направлены на ее дальнейшее развитие, в ходе которого формируются подходы к решению специфических вопросов, ставящихся на разрешение судебного эксперта-строителя. Например, отнесение выявленных дефектов помещений квартир либо жилых домов к категории скрытых или явных, значительных или незначительных.
6. Прикладной характер знаний эксперта-строителя и роль эксперимента в ходе их реализации в равной степени характеризуют как процесс формирования научно-практических, строительно-технических дисциплин, так и процесс становления судебного эксперта-строителя.
В повседневной жизни мы проделываем множество экспериментов, осуществляем наблюдение, используя при этом продукцию строительного производства либо выполняя несложные технические операции по ее ремонту и наладке.
Эмпирические знания и научный эксперимент, в результате которого эксперт-строитель получает новые знания, даже если они относятся к одним и тем же объектам, весьма существенно различаются. В научном эксперименте используются особые средства и методы, для обработки и описания данных, полученных в ходе его проведения, - достаточно точные и сложные приемы, способы фиксации, измерения и обобщения. Это обусловлено тем, что все закономерности, лежащие в основе строительно-технических дисциплин, либо основаны на результатах эмпирических исследований, либо проверяются, подтверждаются, оцениваются или опровергаются с их помощью. Все это в той же мере относится и к экспертному эксперименту, в ходе которого устанавливаются фактические данные, выполняющие впоследствии роль доказательств по делу.
Для решения проблем строительства выделены в самостоятельные отрасли научные дисциплины: теоретическая механика, сопротивление материалов, физика твердого тела, гидравлика. Определялись и совершенствовались характеристики процессов, неразрывно связанных с эксплуатацией строительных объектов, - освещения и инсоляции, водоснабжения и водоотвода, вентиляции и кондиционирования воздуха, отопления и пр.
Эффективное практическое применение таких весьма разнородных знаний было бы невозможно без широких экспериментов. Возведение, реконструкция, эксплуатация и утилизация зданий, строений и сооружений в условиях типизации, унификации и серийного строительства, детально разработанных и охватывающих все стороны строительной деятельности норм, правил и указаний в каждом конкретном случае связаны как с выполнением предусмотренных проектными документами производственных операций, так и с нештатными ситуациями. Эти ситуации складываются и развиваются под влиянием целого ряда факторов.
В этом плане деятельность эксперта сродни работе современного строителя. Отличие лишь в том, что нештатность ситуации, присущая практически каждому конкретному делу, обусловлена самой природой процесса познания, осуществляемого сведущим лицом.
Исследуемые строительные объекты имеют много общего, но каждый из них по-своему уникален, неповторимо состояние каждого здания, строения, сооружения, следовательно, так же разнообразны, уникальны и неповторимы предметы экспертного исследования. Все это и формирует такую производственную ситуацию, разрешение которой предполагает наличие у эксперта способности к оригинальному мышлению, готовности к эксперименту, интуиции, подкрепленной теоретическими знаниями и опытом.
Приведенный выше перечень характеристик специальных знаний эксперта-строителя не исчерпывающий, но, взяв его за основу, можно предложить следующее определение:
специальные знания эксперта-строителя - это профессиональные (теоретические и прикладные) знания в области проектирования, возведения, эксплуатации, реконструкции (ремонта) и утилизации зданий, строений, сооружений и коммуникаций, позволяющие в пределах его компетенции проводить отвечающие современным требованиям исследования строительных объектов и территорий, функционально связанных с ними, в целях обеспечения эффективности судопроизводства.