Картина Питера Брейгеля Младшего, изображающая крестьянку, несущую ведро с водой и щипцы с тлеющим углем1
Весна в этом году для ценителей творчества Питера Брейгеля-младшего началась с чуда — им вернули картину «Женщина несущая угли», украденную из гданьского музея в начале 70-х годов прошлого века. Нашли полотно фламандского художника арт-детектив Артур Бранд и полиция.
История уникальна тем, что шедевр смогли отыскать спустя 50 лет, но сам факт похищения нельзя назвать исключительным. Произведения искусства крадут часто, ведь стоимость небольшого предмета может составлять шестизначные суммы. Частный коллекционер, в чьей коллекции находилась «Женщина несущая угли», утверждает, что эта картина диаметром всего 17 сантиметров стоит десятки миллионов долларов.
Однако мировые шедевры только на первый взгляд кажутся идеальной добычей для преступников. Во-первых, краденое не возьмут ни на один известный аукцион, а значит, больших денег за него не получишь. Вопреки растиражированному в кино сюжету, коллекционеры редко готовы отдать огромные деньги за то, чем нельзя похвастаться. Во-вторых, сокровища активно ищут. Поисками заняты не только полиция и Интерпол, но и арт-детективы.
Арт-детектив — что это за профессия?
Этот специалист скорее искусствовед, чем оперативник. Да, в его работе достаточно риска, но обычный день арт-детектива мало похож на боевик про Джеймса Бонда. Трое самых известных арт-детективов единодушно считают, что в их работе много бумажной рутины.
Выпускник Оскфорда Джулиан Рэдклифф, вернул произведения искусства их владельцам на сумму более 250 млн долларов, но делом всей его жизни стала картотека пропаж Art Loss Register (ALR). Рэдклифф начал работу над ней в 1990-х годах, сегодня в картотеке свыше 350 000 записей. Это почти в 9 раз больше, чем у Интерпола и в 43 раза больше, чем у ФБР. Создатель каталога украденных предметов искусства берет плату с владельцев за размещение данных, а с детективов — за пользование собранной информацией. Бесплатный доступ к картотеке есть только у полиции.
Крис Маринелло — основатель Art Recovery International, лондонской компании, которая возвращает украденные шедевры. Он носит негласный титул «Шерлока Холмса в мире искусства» и более 25 лет занимается поиском украденных шедевров. За эти годы отыскал и вернул владельцам произведения искусства, общая стоимость которых превысила 350 млн долларов.
Артур Бранд, которого часто называют «Индианой Джонсом в арт-мире», кроме найденной в этом году «Женщины несущей угли», стал героем ещё нескольких громких дел. Он вернул «Портрет Доры Маар» Пабло Пикассо, «Сад священника в Нюэнене весной» Винсента ван Гога, «Юность» Сальвадора Дали, «Женщину с мандолиной» Тамары Лемпицка и реликварий с кровью Христа. И это — не весь список.
Место работы и круг обязанностей
Громкие дела приносят славу, но поиском украденных предметов искусства занимается не только упомянутая троица — арт-детективов намного больше. Специалисты этой профессии востребованы в музеях, аукционных домах, галереях, частных коллекциях.
Поиск украденного начинается с того, что вещь вносят в специализированные базы. Как мы уже писали выше, это может быть база полиции, Интерпола или специализированные картотеки арт-агентств. Далее арт-детективы проверяют списки лотов на аукционах, что требует внимательности, терпения и обширных знаний в сфере искусствоведения.
Но найти украденное недостаточно. Самое главное — вернуть произведение искусства невредимым. Нередки истории, когда преступникам проще избавиться от вещи, чтобы избежать наказания. Артур Бранд рассказывал, что реликварий с кровью Христа бандиты предложили в такой форме: «Или забирай, или мы его выбросим».
Пожалуй, в этом и заключается главная сложность работы арт-детективов — создать вокруг произведения обстановку, когда его приобретение становится опасным, но не довести ситуацию до уничтожения шедевра. Преступники вовсе не являются ценителями прекрасного, дорогая картина чаще используется как залог в незаконных сделках и может за короткий период сменить несколько хозяев.
Как только предмет превращается в проблему, его готовы сбыть. И в этот момент арт-детектив должен переквалифицироваться в переговорщика, чтобы прийти к компромиссу между правоохранительными органами и обладателем краденого.
Шедевр вернули. Приключения закончились?
Казалось бы, вот он хэппи-энд — произведение в руках владельца. Но радоваться рано, нужно убедиться, что это не подделка. В ряде случаев установить подлинность может владелец, коллекционеры часто являются специалистами в данном вопросе. Например, оригинальность картины Ван Гога «Сад священника в Нюэнене весной» подтвердил директор музея, из которого она была украдена. А факт, что переданное Бранду полотно «Бюст женщины» действительно принадлежит кисти Пабло Пикассо, устанавливали несколько экспертов.
На вопрос, зачем нужна искусствоведческая экспертиза, отвечает история, которая случилась с голландцем Брандом в самом начале его карьеры арт-детектива. В студенческие годы он купил картину французского постимпрессиониста Поля Мадлена. Для оригинала стоила она недорого, но радовался удачному приобретению Артур не долго, потому что полотно оказалось подделкой.
Тайны пропавших сокровищ
Увы, не всегда получается найти украденное. До сих пор ищут Янтарную комнату, восемь Императорских яиц Фаберже, «Маки» Ван Гога и «Голубя с зеленым горошком» Пикассо. Кто украл, как преступникам удалось скрыться — эти тайны вдохновляют писателей и сценаристов на создание детективных шедевров.
Что почитать:
- «Женщина в огне», Лиза Барр. История о поиске картины, украденной генералом Третьего рейха вместе с тысячами других произведений искусства, о противостоянии журналистки Джулс и беспринципной светской львице Марго и о том, в чем же на самом деле заключается ценность предметов искусства.
- «Последняя Мона Лиза», Джонатан Сантлоуфер. Книга основана на реальной краже самого известного полотна Леонардо да Винчи «Джоконда». Главный герой книги, правнук вора Винченцо Перуджи с дневником прадеда направляется во Флоренцию. Он едет за правдой о картине, не подозревая о страшных тайнах, связанных с произведением великого художника.
- «Остров Камино», Джон Гришэм. Украденную рукопись Фрэнсиса Скотта Фицджеральда по заданию страховой компании ищет частное детективное агентство. К главному подозреваемому отправляют агента под прикрытием — молодую писательницу Мерсер Манн. Девушке предстоит разоблачить целую сеть охотников за произведениями искусства.
Что посмотреть:
- «Джентльмены удачи». Советская комедия про внедрение двойника главаря в банду рецидивистов, чтобы найти похищенный шлем Александра Македонского. Противостоять матерым преступникам будет заведующий детским садом и он справится с поставленной задачей.
- «Старики-разбойники». Советская комедия про «фиктивную кражу» ради любимой работы — преступление придумает и совершит следователь прокуратуры, который категорически не хочет уходить на пенсию.
- «Охотники за сокровищами». В основу сценария положена реальная история о розыске произведений искусства, похищенных нацистами в годы Второй мировой войны.
- «Мордекай». Арт-дилер и аферист из-за финансовых проблем вынужден сотрудничать с полицейским инспектором и вместе с ним искать украденную картину Франсиско Гойи. Правда, помощь от мошенника будет очень неординарной.
- «Охотники за искусством». Мини-сериал про авантюриста, который раскрывает самые загадочные преступления в мире искусства.
Статью подготовила Наталия Андреева
Источники фото:
1 brand_arthur / X (бывший Twitter, заблокирован на территории России)