8 (800) 500-76-44

Почерковедческая экспертиза в цифровую эпоху (часть 1)

Часть 1 «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…»

Сегодня люди пользуются, в основном, клавиатурой или смартфоном, чтобы что-то написать.  Рукописное письмо и даже выполненные от руки  подписи встречаются все реже. Цифровизация вытесняет подпись как единственный способ идентифицировать человека. Многовековое искусство письма приходит в упадок.

Это означает фундаментальные изменения в способах человеческого общения, и ставит насущный вопрос - а что будет дальше? - перед экспертами-почерковедами. Почерковедческая экспертиза занимается идентификацией рукописных текстов и подписей, выявляет подделки путём сравнения характерных черт почерка. Будет ли востребована почерковедческая экспертиза в мире, где люди все меньше пишут от руки?

Недавно обновлённый отчёт Национального института стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology - NIST) приходит к печальному выводу - «нет», если отрасль не изменится вместе с меняющимся миром. Но мир меняется не только в одном направлении, и уменьшение количества рукописных текстов - это не единственный вызов, с которым сталкивается отрасль.

Как работает эксперт-почерковед?

Эмили Уилл - сертифицированный эксперт-почерковед, который занимается частной практикой в Северной Каролине. В ее арсенале - исследование подписей на бесчисленных чеках, завещаниях, договорах и доверенностях. Она занималась исследованием медицинских документов, чтобы установить - была ли подпись врача поставлена в момент выполнения записи или позже, возможно, после подачи искового заявления пациента. В ее практике были экспертизы и больших по размеру рукописных текстов, например, писем с угрозами, оскорблениями или предсмертные записки. Если эксперт установит, что самоубийца не сам писал записку, то полиция возбуждает дело об убийстве.

Для того, чтобы установить, что текст был написан конкретным человеком, эксперту нужны сравнительные образцы почерка. Поэтому, эксперту нужно собрать образцы рукописных документов, которые достоверно принадлежат данному человеку. И вид рукописного текста для сравнения должен быть таким же, как и исследуемый образец, будь то подпись, рукописное письмо или печатные буквы. Образцы для сравнения также должны относиться примерно к тому же периоду времени, что и исследуемый текст, так как наш почерк имеет свойство изменяться с течением времени. Наличие нескольких сравнительных образцов - это ключевой момент, который помогает почерковеду понять вариативность стиля почерка и учесть это при экспертизе.

«Человек - не робот, а потому каждый раз его подпись может выглядеть по-разному», - говорит Уилл. - «Вот то, что делает изучение почерка таким интересным.»

Непрофессионалы могут подумать, что, поскольку все умеют писать и знают, как это делать, то практически любой сможет исследовать почерк. Они могут думать, что эксперт сравнивает такие вещи, как размер, наклон и расстояние между буквами, а также соединения между ними. Действительно, это входит в работу эксперта. Однако, эксперт исследует рукописный текст и по другим, менее заметным, признакам, пытаясь установить, КАК был написан текст.

«Допустим, вы хотите подделать подпись», - говорит Уилл. «Возможно, вы даже сможете это хорошо сделать. Но почему вы написали «о» по часовой стрелке, хотя оно должно было быть написано против часовой? И вы отрывали ручку от бумаги именно в тех местах, в которых должны были? Когда вы ставите подпись, то работает мышечная память, вы не задумываетесь, как это делать. Но подделка подписи требует раздумий, ручка двигается медленно, останавливаясь. Эти нерешительные движения можно обнаружить под микроскопом в виде небольших скоплений чернил в местах остановки ручки.»

«Важно не то, как выглядит подпись, важно, как она была выполнена», - подчеркивает эксперт.

В своем «тревожном чемоданчике» Уилл носит: ювелирную лупу, небольшой оптический микроскоп и портативный цифровой микроскоп. Фонарик. Микрометр для измерения толщины бумаги. Ноутбук и портативный сканер. Камеру, которая подключается к ее микроскопам. «И, откровенно говоря, - добавляет Уилл, - я сейчас часто пользуюсь своим айфоном.»

Работа Уилл выходит за рамки просто «экспертизы подлинности подписи», включая в себя тщательную проверку всего документа на поиск признаков подделки. В ее лаборатории есть оборудование для анализа бумаги и чернил, просмотра их при разном типе освещения. Некоторые чернила, которые выглядят одинаково при дневном освещении, начинают различаться в инфракрасном свете. Она выявляет следы стирания, внесения изменений и уничтожения, выявляет углубления  - отпечатки, которые остаются на листе бумаги под записью.

Но большая часть работы Уилл связан с экспертизой почерка и подписями, которых в наши дни становится все меньше. Мошенничества с обналичиванием чеков практически нет, поскольку социальная служба переводит деньги на счет. Иски о врачебной халатности не требуют проведения большого количества экспертиз подписей, поскольку мед.карты ведутся в электронном виде. И даже селебрити заметили изменения. В 2014 году в интервью журналу The Wall Street Journal Тейлор Свифт призналась, что ее не просили дать автограф с момента изобретения айфона с фронтальной камерой.

Все же, пока еще достаточно подписей и рукописных текстов, чтобы обеспечить Уилл работой. Однако, она признается, что если бы выбор работы встал перед ней сейчас, она занялась бы кибербезопасностью.

«Дорожная карта» экспертов-почерковедов 

В сфере почерковедческой экспертизы могут возникнуть проблемы в связи с отсутствием молодых специалистов. В отчете NIST, опубликованном в этом году, были приведены данные о среднем возрасте экспертов-почерковедов - он составляет 60 лет. Для сравнения, средний возраст людей, которые занимаются техническими экспертизами, составляет 42-44 года. Этот отчет - «Судебная экспертиза почерка и человеческий фактор: улучшение практики с помощью системного подхода» - был опубликован NIST, но его написали 23 привлеченных со стороны эксперта, включая Уилл.

Чтобы привлечь молодых специалистов, в отчете рекомендуется заменить неоплачиваемое обучение в период специализации, которое было традиционным способом поступления на работу, на финансовую поддержку с помощью грантов и стипендий. В отчете также рекомендуется обучать не одной экспертной специальности, а нескольким смежным, которые также включают в себя сравнение образцов, например, дактилоскопии.

Под «человеческими факторами», упомянутыми в названии отчета, понимается изучение и понимание факторов, влияющих на возможности человека и производительность труда. В экспертной науке к таким факторам относится обучение, коммуникации, технологии и управление, и это еще не весь список.

Мелисса Тейлор, эксперт NIST в сфере исследования человеческих факторов, возглавлявшая группу авторов, сказала, что отчет представляет собой «дорожную карту», которая позволит сообществу судебных экспертов-почерковедов идти в ногу со временем. Но угроза несоответствия требованиям времени исходит не только из-за изменения привычек людей, которые уже редко используют рукописное письмо. По ее словам, отчасти проблема связана с самой судебной экспертизой.

«Есть огромное стремление поднять уровень надежности и точности исследований судебной экспертизы», - сказала Тейлор, чьи исследования направлены на уменьшение количества ошибок и повышение эффективности работы экспертов при проведении почерковедческих и других видов экспертиз, в частности, дактилоскопии и ДНК-экспертизе. «Чтобы оставаться востребованной, почерковедческой экспертизе нужно идти в ногу со временем».

Помимо других изменений, авторы отчета предлагают проводить дополнительные исследования, чтобы оценить частоту ошибок, допускаемых при исследованиях. Это позволит суду и другим заинтересованным лицам учитывать возможность такой ошибки при оценке выводов эксперта. В отчете также рекомендуется экспертам избегать категоричных выводов или говорить, что подпись выполнена именно этим человеком, исключив всех остальных возможных лиц. Напротив, эксперты должны делать выводы с точки зрения относительной вероятности и степени определенности.

Эти рекомендации согласуются с выводами, сделанными в 2009 году Академией наук США. В докладе, получившем название «Совершенствование судебной экспертизы в США: движение вперёд», говорится, что «может существовать научная база для сравнительного анализа почерка», но выводы о его достоверности основаны на ограниченном количестве исследований.

Продолжение следует.

Перевод с английского: Наталья Вознесенская

Теги: почерковедческая экспертиза, каллиграфия, почерк, выработка почерка

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp