8 (800) 500-76-44

15 секретов художников-криминалистов

Несмотря на последние достижения в области сбора доказательств, анализу ДНК и использованию высокотехнологичных приборов в экспертизе, простой набросок карандашом на бумаге может оказать существенное влияние на расследование уголовных дел.

Художники-криминалисты, которые создают такие эскизы, используют свидетельства очевидцев, улики с места преступления, останки скелетов и многое другое, чтобы помочь идентифицировать преступника.

Почему креативность только мешает, почему не стоит создавать детальный портрет не стоит и как в поимке преступника может помочь птичье гнездо? 15 секретов от опытныех художников-криминалистов.

1. Запахи помогают точнее составить портрет

Когда свидетели начинают общаться с сотрудниками правоохранительных органов, чтобы по памяти описать внешность преступника, они полагают, что доверять стоит только увиденному, то есть только их собственным глазамют, что доверять стоит только увиденному по запаху, и вот это уже однозначный плюс для интепретации.

Но, по словам Мелиссы Купер, внештатного судебно-медицинского эксперта из Калифорнии, все чувства имеют значение.

«Это помогает задавать вопросы, которые спровоцируют воспоминания, – говорит она. Во время одного интервью я спросила [свидетеля], что вы запомнили лучше всего. Она ответила: запах одеколона. Да, мы вряд ли может это нарисовать, однако, запахи – это прекрасные катализаторы для памяти. Теперь мы уверены, что свидетель узнает подозреваемого по запаху, и вот это уже однозначный плюс».

2. Это не творческий процесс

Легко представить ситуацию, когда художники-криминалисты часами корпят над эскизом, рисуя ямочки на щеках и мимические морщинки под глазами. Представлять не надо, потому что этот сценарий поведения ошибочный.

По словам эксперта Купер, слишком реалистичный портрет может привести к обратному эффекту. Увидев его, человек скажет: «О, это точно не он». Если же набросок будет более абстрактным и схематичным, опрашиваемые будет более открыты для интерпретации».

Лиза Бэйли, автор книги «Спроси судебного эксперта» и консультант правоохранительных органов, согласна с этим: «[Художникам] просто необходимо подавлять в себе стремление к самовыражению, а иногда и талант, и не добавлять в портрет лишнюю информацию, чтобы сделать образ более симпатичным или характерным».

3. О чем может рассказать череп

У криминалистов есть обязанности, которые выходят далеко за рамки набросков подозреваемых в совершении преступлений. Иногда их призывают воссоздать черты лица умершего, «выстроив» лицо с помощью трехмерной копии найденного черепа. В сотрудничестве с судебным антропологом, который обычно может определить возраст, пол, происхождение и рост покойного, художник использует глину для лепки своих недостающих черт.

«Череп может рассказать о многом, – рассказывает эксперт Купер. Эксперт может восстановить по нему форму лица, глаз и бровей, полноту лица и размеры носа. Благодаря этой информации, можно дорисовать даже прическу».

4. Не на полную ставку

По некоторым оценкам, в США работает менее 100 художников-криминалистов. Это связано с тем, что не все сотрудники работают на постоянной основе, часто – их привлекают по мере необходимости.

«Для небольшой экспертной организации не всегда есть смысл иметь штатного художника, – говорит Бейли. Во многих случаях этого не требуется, так как сегодня часто существует видео с подозреваемым».

5. Эти следователи всегда недовольны

Чарльз Джексон, художник-криминалист, который оставил службу в 2013 году, продолжил помогать полиции и готовить наброски. Однако он отмечает, что следователи редко распространяли среди потенциальных свидетелей эти портреты.

«Самым удивительным в этой работе является то, что следователям трудно использовать готовый портрет как рабочий инструмент для расследования, – делится художник-криминалист Джексон. Полагаю, что они переживают за качество свидетельских показаний». Кроме того, к наброскам довольно часто придираются и адвокаты обвиняемого».

6. Свидетели подписывают эскизы

После того, как эскиз был составлен и передан следователям, он считается официальным полицейским документом, которому необходимо следовать. Чтобы закрепить за конкретным человеком описание подозреваемого, свидетеля обычно просят заверить портрет подписью. Подпись ставят на оборотной части эскиза. Оригинал хранится в архиве с остальными уликами по делу.

7. Птичьи гнёзда могут оказаться большим подспорьем

В тех случаях, когда художники призваны помочь восстановить сходство разложившегося или иным образом деформированного тела, найденного в лесу, эксперт может обнаружить искомую информацию в очень маловероятном месте.

«Хотите узнать, каким был цвет волос умершего? Ищите птичьи гнезда. Птицы любят уносить волосы. Найденные в гнёздах волосы неоднократно помогали криминалистам идентифицировать личность жертвы».

8. Эскизы, которые остаются у потерпевших навсегда

Поскольку многие художники-криминалисты могут нарисовать человека таким, каким он может стать спустя годы (например, для поиска пропавшего ребёнка), потерпевшие часто просят оставить получившийся эскиз им.

9. Эскиз не по памяти свидетеля, а по базе преступников

По словам Джексона, не все зарисовки делают по памяти свидетелей. Бывают и такие ситуации: у правоохранительных органов уже есть подозреваемый и они специально просят показать свидетелям именно набросок, чтобы те смогли их сопоставить с собственным описанием.

10. На некоторых эскизах не обойтись без ухмылки

Когда перед художником-криминалистом стоит задача составить портрет неизвестного при минимальном описании, то он делает акценты на уникальные детали, например, искривлённые зубы.

Из-за искривления зубного ряда у преступника может быть «особенная» ухмылка. «Если уникальная деталь в описании свидетеля – это кривые зубы, то мы и рисуем их с открытым ртом и лёгкой улыбкой, чтобы свидетель мог быстрее его узнать».

11. Специальные программы: кто кому помогает

Некоторые отделы, не располагающие ресурсами для найма художников-криминалистов, полагаются на программное обеспечение, которое оцифровывать описания свидетелей. Хотя их эффективность по сравнению с нарисованными от руки изображениями – предмет для постоянного обсуждения среди экспертного сообщества.

Многие криминалисты используют программное обеспечение, если им необходимо выдать в эфир информацию о жертве.

«Чтобы подготовить изображение для СМИ художник-криминалист должен доработать фоторобот, полученный с помощью специального ПО: открыть глаза, закрыть рот и отрегулировать челюсть, выровнять голову, заретушировать синяки и раны».

12. Дорисовка кадров с камер наблюдения

Не все изображения подозреваемых получается в результате опроса людей и «проверки» их памяти. Иногда к криминалисту обращаются с просьбой «заполнить пробелы» камер наблюдения.

«Если у следователей имеется фотография с камер, на которой только три четверти чьей-то головы, да и то взгляд сверху, – рассказывает эксперт Купер. Художник-криминалист, зная анатомию, может дорисовать отсутствующую часть».

13. С этими ушами всегда проблема

Многие свидетели способны запомнить только часть центральную часть лица: глаза, нос, рот и подбородок. «Людям, как правило, трудно запомнить уши, они просто не обращают на них внимание. Чтобы помочь свидетелям с идентификацией признаков, некоторые художники используют руководство ФБР, в котором каталогизированы многие общие характеристики и просят респондентов указать, какие из них выглядят знакомыми, – делятся эксперты».

14. Никто вам не нарисует Чупакабру

Художники-криминалисты иногда занимаются работой, не входящей в обязанности правоохранительных органов. Например, эксперт Купер работал с Музеем естественной истории Лос-Анджелеса, делая чучела для выставок.

На странные просьбы, далёкие от сферы деятельности, эксперты отвечают отказом. «Мои основные клиенты – это сотрудники правоохранительных органов. Но однажды ко мне обратились из телешоу и попросили нарисовать портрет Чупакабры якобы по описанию свидетеля».

15. Удача играет заметную роль

Художники, работающие с правоохранительными органами, делают всё возможное, чтобы попытаться перенести воспоминания человека на бумагу и сделать изображение максимально реалистичным. Эксперты говорят, что большую роль в этом играет удача.

«Мы часто имеем дело с двумя составляющими: удачей и временем, – рассказывает Бейли. Нужный человек должен посмотреть на подозреваемого в нужное время, как можно ближе, под нужным углом при нужном освещении, вот тогда и нам, экспертам, повезёт».

 

Источник: https://link.ceur.ru/ir9q5m/

Перевод выполнен редакцией Центра экспертиз Института судебных экспертиз и криминалистики.

Теги: криминалистика, художник-криминалист

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp