8 (800) 500-76-44

Чему фильмы Альфреда Хичкока могут научить адвокатов?

Профессор Юридической школы Вермонта (Vermont Law School, VLS) Филипп Н. Мейер был поражен комментариями и мудростью опытных адвокатов, которые делились своими секретами на страницах журнала Американской ассоциации адвокатов (ABA). Их материалы, на его взгляд, были «живым» доказательством эффективности сторителлинга – правдивого и детализированного повествования, насыщенного примерами из их юрпрактики.

Один из авторов считал, что в презентации (услуг, продукта) должен быть злодей и герой. К примеру, выступая в суде и защищая фармкорпорацию, правильно расставить акценты: злодей – это болезнь, а герой – люди, которые испытывали на себе лекарства, и компании, которые их продают потребителям. Однако злодей у каждого может быть свой. Однажды автор статьи – Филипп Н. Мейер, представлял в суде истца в деле, связанному с вредом здоровью. Тогда «злодеем» была не болезнь, а представитель фармкомпании, завысивший стоимость медпрепарата до небес. Несмотря на отличия, общая черта двух историй налицо – в их центре злодей, который «движет» весь сюжет. Именно злодей определяет героику. Через действия злодея и его качества оценивается и положительный персонаж – герой истории.

Многие судебные процессы можно переупаковать в сюжеты фильмов. И речь даже не о многочисленных юридических сериалах, в которых сюжетная линия бывает далека от реальности. Скорее, речь о мелодраме – классическом жанре литературы, театрального и кинематографического искусства. О повествовании, в котором герой раскрывается на фоне эмоциональных обстоятельств и контрастов: добра и зла, любви и ненависти. В такой истории очень четко прописана связь между злодеем и героем.

Жанр мелодрамы хорошо подходит в качестве базиса для сторителлинга в суде. Судебные адвокаты интуитивно или целенаправленно это используют, мотивируя судей или присяжных вмешаться в ситуацию и стать «героями», выполняя свою клятву и отправляя правосудие.

Популярные фильмы дают адвокатам полезные шаблоны, которые помогают через убедительные истории построить идеальную защиту.

Вот что любопытно: мелодраматические жанровые приёмы, так хорошо вписывавшиеся в залы судов, люди редко используют вне их стен. Вернее, из жанра берут лишь утилитарную функцию: убедительную структуру сюжета. Да и злодеев как воплощение чистого зла, которые целенаправленно «двигают» сюжет, в реальности (к счастью) встретишь нечасто. Возможно, поэтому за нашу память так крепко цепляются образы кинозлодеев. Автор имеет в виду архетипических злодеев: главного антагониста киноэпопеи «Звездные войны» тёмного лорда ситхов Дарта Вейдера и маньяка-анархиста Джокера из «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана.

Нам трудно вернуться со Звезды Смерти в зал суда, тем не менее, сделаем это. Используя приёмы мелодрамы, юристы часто перегибают палку. Они приписывают сложные человеческие мотивы по сути не людям (болезни, корпорациям), придавая им черты сверхзлодеев.

А где же в нашей статье про Хичкока, в заголовке ведь про него? Итак, мы добрались и до великого мастера Альфреда Хичкока.

Король Ужаса Альфред Хичкок придумывал идеальных злодеев. Он создавал своих злодеев такими, что каждый зритель, несмотря на свой возраст, пол и статус, был ими пленён, восхищен и полностью пребывал в их власти. В ранних работах Хичкока злодеями были в основном мужчины из высших слоев общества, которые готовили гнусные заговоры и всячески испытывали волю героев. Поздние фильмы могут стать «учебниками» для юристов. Сюжетные линии могут послужить шаблонами создания мелодраматичных, а иногда полных саспенса, историй для судей и присяжных.

Вернёмся к примеру из первого абзаца про историю о злодее-болезни, которых остановили герои-врачи и герои-фармкопании. Их адвокат мог построить свою линию защиты, пересмотрев «Птиц» Хичкока. Подобно сюжету шедевра маэстро, история о лекарстве и фармкорпорации могла вызвать у обывателя (судьи, присяжного) страх того, что природа может повернуться против человека и продемонстрировать свою тёмную силу – вечную и могущественную. Поэтому герои (в данном случае фармкомпания) должны были учесть все риски. Действия героя были оправданы высшей целью – остановить тёмные силы, которые вывели природу из равновесия. Конечно, есть и «побочные эффекты» у этих действий – иногда страдают невинные. Но высшая цель – есть высшая цель.

Автор предлагает собственную контристорию к тому же делу о фармкомпании. За её основу можно взять два шаблона из психологических триллеров Хичкока: «Головокружение» (Vertigo, 1958 г.) и «Марни» (Marnie, 1964 г.). Злодеями в них являются убедительные и сложные персонажи. Джуди в «Головокружении» изначально принимает личность Карлотта, как сообщник преступного вдохновителя, скрывающего убийство жены. Она влюбляется в главного героя-героя, и ее собственная личность переплетается с персонажем, которого она придумала. Марни, которая обманывает и ворует, отличается хладнокровием сродни бесчувственности. Она неспособна понять, что её действия будут иметь последствия. База для обеих историй – это самообман злодеев. Эти истории могут помочь адвокату истца, требующего с фармкомпаний возмещения ущерба. Фармкомпания обманывает сама себя, полагая, что может идти на любые меры, не предполагая, какими могут быть последствия. Да и об истинных мотивах присяжным и судьям стоит задуматься.

Адвокаты в суде – это те же рассказчики, которые строят свои линии защиты, прибегая к жанровым литературным и кинематографическим приёмам.

Мы можем это признавать или нет, но адвокаты в суде – это те же рассказчики, которые строят свои линии защиты, прибегая к жанровым литературным и кинематографическим приёмам. Тем самым приёмам, которые уже заложены книгами и фильмами в воображение присяжных и судей. И нам – юристам – есть чему поучиться у мастеров историй, пусть даже и страшных сказок, таких, как Альфред Хичкок.

 

Автор статьи: Филипп Н. Мейер, профессор Юридической школы Вермонта (Vermont Law School, VLS), автор книги «Умение рассказывать истории для юристов» (Storytelling for Lawyers).

Источник статьи: What Alfred Hitchcock can teach lawyers about villains and villainy/сайт Американской Ассоциации Адвокатов. Перевод выполнен сотрудниками Института судебных экспертиз и криминалистики.
 

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp