8 (800) 500-76-44

А ну-ка, обмани! Об истории детекторов лжи в США (Часть 3)

Тестирование на полиграфе – это процедура, во время которой испытуемому задают серию вопросов. Он на них отвечает, будучи подключенным к датчикам. Датчики передают данные физиологических реакций по электропроводам на аппарат, регистрирующий их.

Аппарат записывает данные физиологических реакций в виде нескольких линий на движущейся бумажной ленте (если полиграф работает в аналоговом режиме).

В настоящее время полиграфы подключены к компьютерам. Измерение и регистрация физиологических реакций осуществляются в цифровом формате.

Принципы тестирования на полиграфе

Их три:

  1. предтестовая беседа,
  2. непосредственное тестирование,
  3. послетестовое собеседование.

Предтестовая беседа

Её цели:

  • во-первых, разъяснение испытуемому процедуры исследования;
  • во-вторых, между испытуемым и специалистом в ходе беседы заранее достигается понимание тех вопросов, на которые нужно будет отвечать; взаимопонимание особенно важно, когда речь идет о каких-то общих категориях поведения;
  • в-третьих, создание определенного эмоционального фона, который формирует ожидания от исследования;
  • в-четвертых, убеждение испытуемого в том, что полиграф обнаружит любой обман.

На этом этапе испытуемому часто демонстрируют работу полиграфа. Предварительно подключив устройство, его просят солгать по какому-нибудь не имеющему значения для данного исследования вопросу.

Часто до начала непосредственного исследования в ходе предтестового общения лицо проходит стимуляционное тестирование. Его цель - убедить испытуемого в точности и надежности полиграфа. Этот тест позволяет успокоить тех, кто готов давать правдивые ответы, а с другой стороны, провоцирует беспокойство у тех, кто надеется обмануть полиграф.

Сущность стимуляционного теста. Испытуемому предлагают выбрать из пронумерованной колоды определенную карточку или надписать на любой выбранной им самим карточке номер в пределах определенного интервала. Полиграфолог не знает о выборе испытуемого. После этого оператор-полиграфолог называет испытуемому поочередно ряд цифр, спрашивая каждый раз, эту ли цифру он выбрал. На все вопросы, в том числе и на тот, в котором фигурирует цифра, выбранная испытуемым, он должен ответить отрицательно. В последнем случае он заведомо солжет. Предполагается, что упоминание оператором цифры, которую выбрал испытуемый, вызовет ответную физиологическую реакцию, которую зарегистрирует полиграф. Как правило, впоследствии полиграфолог показывает испытуемому полученную в ходе стимуляционного теста диаграмму, чтобы еще больше убедить его в практической надежности оборудования.

В результате предтестового собеседования, опираясь на поведение испытуемого и его реакцию в продолжение беседы, и сам специалист-полиграфолог формирует свое впечатление о нем, о его готовности правдиво отвечать на вопросы.

В специальной литературе можно встретить весьма распространенное мнение о том, что впечатление, которое оператор полиграфа получает в ходе предтестового собеседования (его еще называют интервью), с той или иной степенью вероятности оказывает впоследствии немаловажное влияние на ход и интерпретацию полученных им по итогам тестирования данных, а это, в свою очередь, влияет на результаты и надежность всего исследования

Протяженность предтестовой беседы: от 20 до 90 минут.

Немаловажный компонент этого этапа тестирования – получение согласия у лица пройти исследование. Испытуемому разъясняются его права и в первую очередь право не давать самоинкриминирующие показания.

Согласие пройти исследование на полиграфе и факт разъяснения конституционных прав удостоверяются подписью лица в специально оформленном соглашении.

Как правило, существуют типовые формы таких соглашений. В них, в частности, оговаривается и пункт о том, будет ли исследование на полиграфе проходить под наблюдением посторонних лиц.

Тестирование на полиграфе

К испытуемому подключают оборудование. В течение короткого периода времени (от 10 до 15 - 20 секунд) оператор измеряет и регистрирует начальный уровень реакций. Полученные данные в виде линий принимаются за исходный уровень реакций.

Затем испытуемому задают вопросы. Между каждым вопросом делаются паузы в 10 - 15 секунд. Они необходимы для того, чтобы отделить по возможности реакцию испытуемого на предыдущий и последующий вопросы.

Вопросы делятся на четыре группы:

  • релевантные,
  • нерелевантные,
  • контрольные вопросы,
  • вопросы, направленные на выяснение виновности.

Релевантные вопросы очень специфичны. Они касаются непосредственно события преступления (убийства, грабежа, кражи, употребления наркотиков и т.п.). Например, при расследовании кражи релевантный вопрос может быть сформулирован так: «Вы украли деньги?» или «Вы точно знаете того, кто угнал автомобиль?»

Рекомендации по тому, какие вопросы задавать:

  • во-первых, вопросы, предлагаемые испытуемому, должны быть ясными и по возможности лаконичными;
  • во-вторых, при формулировании вопросов следует избегать юридической терминологии;
  • в-третьих, в них не должно быть обвинений или упреков в адрес испытуемого;
  • в-четвертых, вопросы должны быть построены таким образом, чтобы на них можно было дать односложный ответ: «Да» или «Нет».

Контрольные и нерелевантные вопросы могут быть объединены в одну группу как вопросы, которые используются для последующего сравнения реакции на них с реакциями на релевантные вопросы.

В отличие от релевантных вопросов нерелевантные вопросы могут быть совершенно не связаны с событием преступления, на котором сфокусировано полиграфное исследование, например, «Сегодня понедельник?» или «Вы сейчас находитесь в Нью-Йорке?».

Нерелевантные вопросы не представляют для испытуемого особого соблазна, чтобы солгать. Этот тип вопросов предоставляет испытуемому некоторую передышку, в продолжение которой уровень его реакций нормализуется.

Цель нерелевантных вопросов – в создании у испытуемого искушение соврать и выяснить обычный, присущий испытуемому уровень его физиологического состояния. Полученные таким способом сведения рассматриваются в качестве своеобразного индикатора.

Существует два типа контрольных вопросов. Один вид контрольных вопросов связан с тем, на чем сконцентрировано исследование. Например, контрольным вопросом для вопроса «Вы украли деньги?» мог бы быть: «Вы когда-либо в своей жизни что-нибудь крали?».

Эти вопросы направлены на то, чтобы создать у испытуемого соблазн солгать. Для испытуемого, который настроен отвечать правдиво, уровень реакции на контрольный вопрос будет выше и сильнее, чем на релевантный вопрос, при ответе на который он не проявит особого беспокойства.

И наоборот, для испытуемого, который намеревается скрыть правду относительно центрального вопроса всего исследования, контрольный вопрос не вызовет сколько-нибудь значимой реакции, она будет слабее реакции на релевантный вопрос.

В противоположность релевантным вопросам, которые напрямую касаются предмета исследования, нерелевантные и контрольные вопросы используются для проведения сравнительного анализа полученных у испытуемого физиологических реакций на те и другие вопросы.

Четвертую группу вопросов, используемых в методике проведения испытаний на полиграфе, составляют вопросы под общим названием «вопросы, направленные на выяснение виновности».

Эти вопросы касаются отдельных сторон события, на котором сфокусировано исследование, фактических обстоятельств преступления, которые могут быть известны службам расследования и тем, кто непосредственно связан с этим преступлением. Их цель - выявление той информации о преступлении, которой преступник может располагать лично, например, об орудии убийства.

Испытуемому предлагается вопрос с несколькими вариантами ответа. Например, по делу об угоне автомобиля тест может принять следующий вид: «Относительно цвета машины, известно ли вам, была ли она: (1) желтой; (2) зеленой; (3) синей; (4) красной?».

Испытуемый, если он связан с преступлением, выкажет вполне различимую реакцию на обстоятельство, имеющее значение для исследования преступления, чем на обстоятельство, постороннее для дела.

Послетестовое собеседование

Полиграфолог изучает результаты и в зависимости от полученных в ходе исследования данных предлагает испытуемому прокомментировать реакцию на тот или иной вопрос. Цель: устранение недопонимания в поведении испытуемого во время исследования.

Полиграфолог вправе провести повторное тестирование, чтобы повысить качество исследования. В ходе повторного тестирования он может предложить испытуемому ответить на вопросы, которые не были заданы в первый раз. Обычно проводится несколько испытаний с кратковременными перерывами между ними. С каждым испытанием характер вопросов может меняться в зависимости от показаний полиграфа и ответов испытуемого. Непременное условие для этого - обсуждение новых вопросов, прежде чем они будут заданы, чтобы, как и на этапе предтестового собеседования, была устранена неопределенность в их понимании.

О практической пользе тестировании на детекторе лжи

В научной литературе отмечается, что практическая польза тестирования на полиграфе обусловлена по крайней мере пятью факторами:

  1. способностью распознать обман по диаграмме, полученной в ходе тестирования; тем, как оператор-полиграфолог интерпретирует полученные в результате исследования данные;
  2. способностью оператора-полиграфолога выявить обман по поведению испытуемого;
  3. практической пользой полиграфа, которая заключается в сдерживающем воздействии на людей, склонных к правонарушениям.
  4. потенциальной возможностью получить от испытуемого признательные показания.
  5. способностью внушить гражданам уважение к закону.

Последние три обстоятельства являются следствием первых двух.

О погрешности детектора лжи

С концептуальной точки зрения в теории, призванной объяснить научную и практическую значимость исследований на полиграфе, считается, что ложь ведет к психологическому возбуждению. А это, в свою очередь, создает возбуждение физиологическое. Полиграф фиксирует эти физиологические изменения.

Но физиологические реакции могут быть вызваны не только ложью. Их могут вызвать другие причины: страх, беспокойство, нервное напряжение, чувство неприязни и т.п.

Эмоциональное возбуждение может возникнуть также в результате каких-либо ассоциаций, необязательно связанных с участием испытуемого в преступлении или его осведомленностью о нем.

Общепризнанно, что немалую роль в проведении испытаний играют условия самих исследований, настрой оператора, его дружеское или враждебное отношение к испытуемому.

Так, испытуемый будет более спокойным, если оператор будет настроен дружелюбно, и в этом случае можно менее всего ожидать реакций, указывающих на признаки лжи. Напротив, испытуемый, по отношению к которому оператор выкажет агрессию, проявит меньше спокойствия, что может привести к различным физиологическим реакциям.

Этот эффект можно сравнить со всем известным феноменом «белого халата». Пациент видит врача, а это провоцирует повышение артериального давления.

С точки зрения теории и практики очень трудно понять, чем же на самом деле вызвана та или иная реакция при исследовании на полиграфе. Однако решающее значение операторы-полиграфологи обычно придают изменениям давления крови.

Опыт показал, что интерпретация повышения давления крови как реакции, указывающей на обман, представляет собой грубейшую ошибку. Было установлено, что повышение кровяного давления то и дело фиксируется полиграфом при испытании также и тех лиц, невиновность которых в расследуемом преступлении была впоследствии установлена.

Что влияет на результаты испытания?

Американские специалисты считают, что серьезное влияние на результаты испытания оказывают профессиональная подготовка оператора, его опыт, добросовестность и профессиональная честность.

Испытуемый полностью находится в его власти. От того, как оператор формулирует вопросы, в какой последовательности их задает, каким тоном, а также от многих других обстоятельств может зависеть реакция испытуемого.

Наконец, именно от усмотрения оператора зависит расшифровка и интерпретация полученных в результате тестирования данных.

Сторонники использования полиграфа полагают, что оператор при истолковании полученных данных может диагностировать подлинное отношение испытуемого к конкретным событиям. Оператора и службы расследования интересует вывод не о физиологическом состоянии испытуемого, о чем можно судить по показаниям полиграфа, а о характере и причинах его психологического напряжения.

Проблема заключается в том, что невозможно установить доподлинно причины (их может быть целая неделимая комбинация) психологического напряжения испытуемого, а также проследить взаимозависимость физиологических и психологических факторов. Отсутствует связь, необходимая для того, чтобы показания полиграфа были с должной научной основой интерпретированы оператором. Поэтому возможны ситуации, когда правдивые показания испытуемого истолковываются как лживые и наоборот.

Ошибиться при интерпретации показаний полиграфа может и оператор. В его работе могут доминировать соображения профессионального престижа, чувство солидарности, корпоративности с теми органами и службами, которые проводят расследование.

Из-за отсутствия должной научно обоснованной связи, позволяющей с достоверностью интерпретировать показания полиграфа, исследования оказываются уязвимыми и в другом плане. Закономерность, лежащая в основании научно обоснованных исследований, является неотъемлемым условием такого их свойства, как повторимость.

Испытания на полиграфе отвечали бы требованию надежности, если бы первоначальные результаты исследования можно было бы подтвердить повторными испытаниями, произведенными через некоторое время, при других экспериментальных условиях и, например, другими операторами.

Судебные органы США так и не одобрили исследования на полиграфе, несмотря на то, что детектор лжи широко используют. Так, полиграф находится на вооружении разведывательных служб, а также служб, занимающихся расследованием преступлений (полиции, прокуратуры).

Исследования на полиграфе используют и частные организации. Они тестируют своих работников. За помощью операторов-полиграфологов обращаются и адвокаты. В тех случаях, когда показания подзащитных требуется усилить, подкрепить их достоверность, поддержать авторитет в глазах присяжных заседателей и в общественном мнении, адвокаты настоятельно рекомендуют своим клиентам пройти такое исследование. Отсюда еще одно укоренившееся в практике название полиграфа – «детектор правды».


Литература

Гольцов А.Т. Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США// «Журнал российского права», 2009, №4.

Daubert v. Merrell Dow Pharmaceuticals, Inc. 509 U.S. 579 (1993).

United States v. Piccinonna, 885 F. 2d 1529 (11th Cir. 1989); United States v. Posado, 57 F. 3d 428 (5th Cir. 1995); United States v. Cordoba, 104 F. 3d 225 (9th Cir. 1997).

United States v. Scheffer, 523 U.S. 303, 118 S. Ct. 1261 (1998).

Rock v. Arkansas, 483 U.S. 44, 55 (1987).

Washington v. Texas, 388 U.S. 14, 23 (1967).

Chambers v. Mississippi, 410 U.S. 284, 295 (1973).

Donald D. Polygraph evidence after United States v. Scheffer.

United States v. Crumby, 895 F. Supp. 1354 (D. Ariz. 1995).

United States v. Black, 831 F. Supp. 120 (E.D.N.Y. 1993).

The Polyfraph and Lie Detection. 2003. P. 16.

Examiner Handbook Federal Psycho-physiological Detection of Deception. 2006. P. 14.

Scientific Validity of Polygraph Testing. Research Review and Evaluation. 1983. P. 15.

The Polyfraph and Lie Detection. 2003. P. 51.

Journal of Criminal Law, Criminology and Police Science. Vol. 46. 1955. N 1. P. 112 - 115 // Печ. по: Николайчик В.М. США: Билль о правах и полицейское расследование. М., 1973. С. 171.

 

Иллюстрация: кадр из фильма "Основной инстинкт", Basic Instinct, 128 мин, 1992 г.

 

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp