8 (800) 500-76-44
WhatsApp Задать вопрос эксперту

О том, как волонтёрская работа вдохновила Агату Кристи и помогла разобраться в ядах

Во многих романах Агаты Кристи убийства совершаются с помощью токсических веществ. Именно волонтерская деятельность писательницы сыграла решающую роль в ее увлечении ядами. Об этом свидетельствуют и архивные документы Первой мировой войны.

Агата Кристи любила использовать яды…не в жизни, но в своих книгах. Бокал шампанского, щедро сдобренный цианидом, смертельная доза стрихнина, разбросанная вокруг загородного дома, отравленный алкалоидом тисового дерева джем, косметика с белладонной, оказавшаяся в центре карибской загадки… Всего Агата Кристи использовала смертельные яды более, чем в 30 детективных историях.

Документ, который раскрывает детали этих опасных глубоких познаний, – учетная карточка добровольца Первой мировой войны Агаты Кристи. Она стала доступна общественности за месяц до празднования памятного дня окончания войны (11 ноября 2018 года исполнилось 100 лет со дня окончания Первой мировой войны – прим. ред.). Помимо учетной карточки общественности была представлена и фотография, на которой запечатлена Кристи и ее коллеги-добровольцы.

В учетной карточке, которая хранится в новом онлайн-архиве Британского Красного креста, записано, что Агата Кристи проработала добровольцем в общей сложности 3 400 часов в госпитале ее родного города Торки, Девон. Записи сообщают, что она была принята на работу в октябре 1914 года стажером-медсестрой во временный госпиталь, который располагался в ратуше. Позже и до самого конца войны она продолжила волонтерскую деятельность в госпитале в качестве фармацевта – она готовила и выдавала лекарства.

Агата Кристи проработала добровольцем в общей сложности 3 400 часов

Работа в Отряде добровольной помощи (Voluntary Aid Detachment - VAD) дала ей возможность узнать все о смертельно опасных химических веществах. Эти знания затем стали неисчерпаемой темой для ее романов на протяжении почти 50-ти лет, сделав ее одним из самых блестящих писателей современности.

«Агата Кристи, как и большинство волонтеров VAD, пришла на работу, не имея никакого представления об ужасах войны. Ирония заключается в том, что в романах она описывала ужасную смерть своих персонажей, хотя в начале работы в госпитале она теряла сознание от вида крови», – говорит Элесдер Брукс, менеджер по историческому наследию Красного Креста.

Во время работы медсестрой в госпитале в ее обязанности входил уход за тяжело ранеными, работа ассистентом на операциях и уборка помещений после ампутаций. «Я должна была вымыть всю кровь», – как позже писала Агата Кристи, – и выбросить в печь все части ампутированных конечностей».

 

Прежде чем стать помощником фармацевта в госпитале, Агате Кристи потребовалось пройти обучение и сдать экзамены. Она изучила теоретическую и практическую химию, прошла курс обучения у фармацевта в городе. Все лекарства готовились вручную, поэтому очень важно было соблюдать правильную дозировку.

Ее персонажи-отравители в романах, как правило, имели медицинское образование и общий подход к совершению преступления: все они либо давали слишком большую дозу безрецептурных препаратов, либо изменяли дозировки в рецепте на лекарство.

«Во время Первой мировой войны опорой Британского Красного Креста была невероятная доброта, проявленная Агатой Кристи и еще 90 000 волонтеров, которые отдавали все свои силы и время раненым солдатам», – говорит Брукс. – Но если бы Кристи не перевели из госпиталя на работу в аптеку, то, возможно, она не получила бы столь глубоких знаний о ядах, и не создала бы столь талантливые сюжетные линии в своих романах».

В первом романе «Загадочное происшествие в Стайлзе» (The Mysterious Affair at Styles) у Кристи действует убийца, который для преступления использует стрихнин. Стрихнин, так же, как и мышьяк, все еще использовался для медицинских целей в то время, когда началась литературная карьера писательницы.

«Когда я работала в аптеке, мне пришла в голову идея написать детектив <...> и моя нынешняя работа кажется дает отличный шанс для этого. <...> Я начала думать, какую бы детективную историю мне написать. И поскольку я была на работе окружена ядами, возможно, было бы естественно, если бы я использовала в сюжете убийство с помощью яда», – вспоминала Кристи.

Цианид, любимое авторское орудие смерти от отравления, был действительно легко доступен вплоть до середины 40-х годов 20 века, т.к. содержался в пестицидах для домашнего использования. Именно это вещество стало причиной смерти персонажей в романах «И треснув, зеркало звенит...» (The Mirror Crack’d from Side to Side), «Десять негритят» (And Then There Were None) и, конечно, «Сверкающий цианид» (Sparkling Cyanide).

В других книгах Кристи выбирала в качестве яда с летальным эффектом растительные вещества, содержащиеся в желтом жасмине, наперстянке и болиголове. Она также использовала и более необычные вещества, например, таллий и рицин.

Когда началась Вторая мировая война, Кристи вновь стала волонтером, пройдя дополнительное обучение в больнице Университетского колледжа в Лондоне. Работая в аптеке, она не переставала создавать новые сюжеты для своих детективов.

Удивительно то, что позже Кристи призналась, что предпочитала ухаживать за ранеными, а не работать фармацевтом: «Я не могу сказать, что работа в аптеке мне нравилась больше, чем уход за больными. Смешивать и выдавать лекарства было интересным занятием поначалу, но слишком монотонным».

 

Источник: How Agatha Christie’s wartime nursing role gave her a lifelong taste for poison. Перевод с английского выполнен редакцией ИСЭиК.

По теме:

Мышьяк: короткая история любимого орудия убийства Агаты Кристи

20.11.2018 00:00:00

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp