Распродажа или ошибка сайта?
Мужчина купил в приложении торгового центра одежду класса «люкс» по очень низким ценам. Магазин отказался передать ему заказ и вернул деньги. Продавец объяснил, что в приложении произошел технический сбой. Суды поддержали магазин - действительно, это же очевидно, что брендовые вещи не могут стоить так дешево. Но Верховный суд решения отменил, указав, как покупатель может догадаться, чем вызвано снижение цены - акцией магазина или техническим сбоем?
Волгоградец, открыв мобильное приложение ОАО «Торговый дом ЦУМ» (далее - магазин, ответчик), обнаружил в нем невероятно низкие цены. Стоимость пиджаков, свитеров, рубашек и джинсов начиналась от 19 рублей. Мужчина приобрел 19 предметов одежды. Деньги в сумме 2 787 рублей были списаны со счета. Покупателю пришло уведомление, что заказ оплачен. Но свои покупки мужчина не получил.
Магазин отправил сообщение, что не имеет возможности доставить товар и вернул деньги. Мужчина написал претензию. ЦУМ объяснил кратное снижение цен на товары техническим сбоем и предложил получить покупки, оплатив заказ по фактической стоимости.
Волгоградец (далее-истец) обратился с исковым заявлением в суд, требуя вернуть приобретенные вещи.
Что решили суды?
Суд первой инстанции в удовлетворении требований истцу отказал, указав, что покупатель осведомлен о фактических ценах на товар и что он злоупотребил правом, когда воспользовался ситуацией с техническим сбоем. Это решение поддержали апелляционная и кассационная инстанции.
Мнение ВС
Верховный суд указал, что постановления трёх предыдущих судебных инстанций приняты с нарушением закона:
- Договор розничной купли-продажи считается заключённым с момента выдачи продавцом потребителю документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. По договору купли-продажи фиксация цены происходит в момент оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет покупателю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Продавец не имеет права в одностороннем порядке изменять цену, объявленную в момент оформления заказа.
- Магазин объяснил, что из-за технического сбоя в интернет-магазине не отображались фактические цены продаваемых товаров. Однако доказательств своего утверждения ответчик не предоставил, суд первой инстанции от выяснения данных обстоятельств также уклонился.
- Суд пришел к выводу, что истец злоупотребил правом при заключении договора. Но суд ничем этот вывод не обосновал и не указал, как постоянный покупатель мог понять, чем вызвано снижение цен - очередной акцией магазина или технической ошибкой приложения.
ВС решения судов отменил, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение ВС № 16-КГ23-6-К4 от 06.06.2023 г.
По теме:
Обзор судебной практики Верховного суда по спорам о защите прав потребителей
Как не прогадать с покупкой в интернете?
Наталия Андреева