Лингвистическая экспертиза словесных обозначений, также известная как нейминговая экспертиза, является специализированной услугой, предоставляемой экспертами-лингвистами. Она направлена на анализ и оценку уместности использования определенных слов в названиях с точки зрения законодательства РФ, а также контекста, в котором существует то или иное наименование.
Основным фокусом этой экспертизы является изучение слов и фраз, которые могут быть использованы в качестве названий брендов, продуктов, компаний, слоганов и других маркетинговых материалов. Лингвистическая экспертиза также может затрагивать анализ других словесных обозначений, например, названий концепций, законодательных актов, проектов, географических объектов.
Типовые вопросы эксперту
Когда клиенты обращаются к эксперту-лингвисту для проведения нейминговой экспертизы, им необходимо получить ответ на вопросы. С некоторыми из типовых вопросов вы можете ознакомиться ниже:
- Имеется ли сходство товарных знаков «Х» и «Y» в целом или в отдельных частях до степени смешения?
- Каково значение и происхождение слова «X»?
- Оригинально ли данное название?
- Соответствует ли нормам русского языка название «Х»?
- Вошло ли слово «Х» во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида?
Задачи экспертизы
Однако задачи нейминговой экспертизы не ограничиваются определением сходства наименования с уже существующими неймами. Их спектр гораздо шире, и в него входит установление:
- значения нейма;
- соответствия нейма нормам современного русского языка;
- степени оригинальности нейма;
- соответствия нейма требованиям, предъявляемым к названиям определенного вида;
- лингвистических признаков сходства/тождества различных наименований.
Одной из самых распространенных задач экспертизы является анализ наименования компании, в котором использовано буквенное словосочетание «рос». Часто налоговые органы требуют изменить название копании, если в ней есть буквы «рос», полагая, что это корень слова «Россия», «Российский». В этом случае экспертиза помогает доказать, что спорное словосочетание не является корнем слова «Россия».
О том, как правильно давать название компании, читайте в нашей статье «Как не ошибиться с фирменным названием компании?»
Помимо этого экспертиза устанавливает:
- является ли нейм результатом индивидуального творчества;
- содержатся ли в наименовании лингвистические признаки нарушения морали (к примеру, сеть доставки суши и роллов «ЁбиДоёби»);
- содержит ли нейм информацию, причиняющую вред здоровью и/или развитию детей;
- наблюдаются ли в нейме признаки призыва к ограничению чьих-либо прав, свобод или интересов.
Объекты нейминговой экспертизы
К объектам нейминговой экспертизы относятся:
- личное имя,
- псевдоним,
- географическое наименование,
- урбаноним – название объекта, находящегося в черте города,
- доменное имя – адрес сайта в Интернете,
- товарный знак – отличительное обозначение продукции одного производителя,
- знак обслуживания – отличительное обозначение работ или услуг определенной компании,
- фирменное наименование – зарегистрированное название компании,
- коммерческое обозначение – индивидуализирующее название предприятия, не включенное в регистрационные документы.
Судебная и внесудебная экспертизы
Нейминговая экспертиза может быть судебной и внесудебной. В первом случае она может понадобиться в спорах о защите интеллектуальной собственности, оскорблении чувств верующих (например, ресторан «Будда-бар») и некоторых других.
К внесудебной экспертизе обращаются при регистрации товарного знака, запуске нового продукта или бренда, переименовании компании, разработке рекламных слоганов.
По содержанию судебная и внесудебная экспертизы не различаются. Отличие состоит лишь в процессуальных аспектах. Так, например, судебный эксперт дает подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, его исследование и оформление заключения полностью регламентируется процессуальными кодексами. Заключение судебной экспертизы направляется в суд, а внесудебной – отдается на руки заказчику.
Таким образом, лингвистическая экспертиза словесных обозначений помогает клиентам соблюдать закон и принимать взвешенные решения относительно использования конкретных слов и названий в их продуктах, брендах или маркетинговых материалах.
Аккредитации и сертификаты
Другие экспертизы
Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)