Получит ли турист страховку за несостоявшийся по вине туроператора отдых?
Суть дела:
В 2018 году турист А. купила турпутевку у турагента, который работал по договору с туроператором «Росстур» (далее - туроператор). А. приобрела турпоездку на трех человек в Турцию с 6 по 13 октября 2018 г., общей стоимостью 179 000 руб.
Агент направил заявку туроператору и уплатил стоимость путевки за вычетом агентского вознаграждения - 168 970 руб.
15 октября 2018 г. туроператор прекратил свою деятельность, о чем уведомил Федеральное агентство по туризму. Туроператор был исключен из федерального реестра.
29 октября 2018 года А. обратилась в страховую с заявлением о выплате страхового возмещения за путевку, поскольку деятельность туроператора была застрахована. Однако, страховая отказала - отдых туристов был запланирован раньше официального объявления туроператора о прекращении деятельности, а значит, страховой случай не наступил.
А. (далее - истец) обратилась в суд.
Что решили суды:
Суд первой инстанции установил, что А. не воспользовалась турпутевкой из-за того, что туроператор не смог выполнить свои обязательства. А значит, это страховой случай. Так как «законом не установлена зависимость наступления факта причинения реального ущерба и даты начала тура», то суд удовлетворил иск.
Апелляция не согласилась с решением и отказала в выплате страхового возмещения. По мнению суда, данный случай не является страховым - даты поездки были запланированы раньше, чем туроператор официально прекратил свою деятельность.
Истец обратился в ВС.
Что решил ВС:
ВС не согласился с апелляций. Суд напомнил:
- Датой страхового случая считается день, когда туроператор публично объявил о прекращении своей деятельности. Страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора считается неисполнение обязательств по реализации туристического продукта из-за невозможности исполнить эти обязательства («Закон об основах туристской деятельности»);
- То есть, страховой случай по договору страхования риска ответственности туроператора представляет собой сложный юридический состав, совокупность последовательных и связанных между собой действий:
- установление факта причинения ущерба туристу в период действия страховки;
- «наличие причинно-следственной связи между причинением реального ущерба и неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств»;
- публичное заявление туроператора о прекращении своей деятельности.
ВС отметил, что у страховщика возникает обязанность по выплате страхового возмещения, если формируется этот сложный юридический состав. При этом:
- Законодательство не устанавливает зависимость между датами начала или окончания тура и наступлением факта причинения ущерба туристу;
- Публичное заявление туроператора о прекращении своей деятельности лишь подтверждает невозможность выполенения обязательство по реализации турпродукта.
Поэтому, апелляционный суд должен был установить наличие причинно-следственной связи между причинением ущерба туристу и неисполнением туроператором своих обязательств по реализации турпродукта из-за прекращения деятельности. Кроме того, при толковании условий договора их содержание понимается судом буквально.
Истец обращал внимание на то, что в договоре страхования обязанность страховщика по выплате возмещения не поставлена в зависимость от сроков тура. Кроме того, туристу был причинен ущерб до прекращения деятельности туроператора, а значит нет оснований для отказа в выплате страхового возмещения.
ВС отменил решение апелляции, дело направил на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Источник: определение ВС № 45-КГ21-10-К7 от 21 июля 2021 г.
По теме:
Как защищать права потребителя в условиях пандемии?
Отдыхать – хорошо, а хорошо отдыхать – еще лучше!
Был туроператор и нет туроператора….Кто деньги за путевку вернёт?
Материал подготовлен редакцией ceur.ru