8 (800) 500-76-44
WhatsApp Задать вопрос эксперту

Этические проблемы биомедицины

29 июня 2017 года состоялась конференция «Права человека и биомедицина». Она была организована Министерством Здравоохранения РФ, Российским государственным университетом правосудия и Отделом по биоэтике Совета Европы.

Эвтаназия не тождественна убийству, считают эксперты.

В ходе конференции были высказано мнение эксперта по вопросам эвтаназии. Государственный советник юстиции 2 класса, ректор Академии Генеральной прокуратуры РФ Оксана Капинус считает, что эвтаназия требует особого подхода. Ее нельзя приравнять к обычному убийству и квалифицировать по ст.105 УК.

Эвтаназия осуществляется только по просьбе больного и при наличии неизлечимого заболевания. То есть, эвтаназия происходит по воле потерпевшего и имеет позитивный мотив сострадания.

Эксперт предложила выделить эвтаназию в самостоятельный состав убийства со смягчающими обстоятельствами. Оксана Капинус заметила:

эвтаназия обладает существенно меньшей общественной опасностью, чем убийство, и это обстоятельство должно быть отражено в уголовном законодательстве.

В настоящее время в России эвтаназия полностью запрещена (ст. 45 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Опыт зарубежья

В других странах ситуация иная:

  • пассивная эвтаназия (когда прекращается медицинская терапия неизлечимо больного) разрешена более чем в 40 странах. Например, в Австралии, Албании, Израиле и Франции;
  • эвтаназия, предполагающие умышленное причинение быстрой и легкой смерти неизлечимо больному человеку в целях избавления его от страданий, легализована в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, в некоторых кантонах Швейцарии, а также в отдельных штатах Америки.

О согласии на посмертное изъятие органов

На конференции была затронута тема, также представляющая большую этическую сложность – согласие лица на изъятие органов и тканей для трансплантации. В России действует так называемая презумпция согласия.

Сам гражданин при жизни или его родственник могут написать отказ об изъятии органов посмертно. Если же отказа нет, то это подразумевает их согласие (ст. 8 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Татьяна Вавилычева отметила сложность решения этой этической проблемы.

Во Франции также действует презумпция согласия. Свой отказ французы при жизни могут разместить уже и в онлайн-режиме. Это ведет к тому, что количество отказов растет, а значит и уменьшается количество потенциальных органов для трансплантации.

06.07.2017 00:00:00

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp