8 (800) 500-76-44

Взгляд социолога на профессию юриста

Профессия юриста одна из древнейших. И это не метафора. Историки, говоря о происхождении специальности, отсылают нас во времена гладиаторов, тог и туник, терм и акведуков, цезарей и августов, дигестов и институций, то есть к Древнему миру. Впрочем, академическая историография расскажет интересующимся о том, что «прародители» юристов появились еще в Древней Элладе и звались софистами. Появления юриста как специалиста в области толкования права связано собственно с рождением правовой системы – римского права, существовавшего с VIII до н.э. по VI н.э.

юрист

Первых юристов ассоциируют с «понтификами» и их профобъединением «коллегией понтификов». Коллегия понтификов была высшим жреческим институтом царского и республиканского периода. В ней сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования и велись записи юридических прецедентов. В Коллегию и к понтификам приходили за компетентными юридическими советами: от правил отправления религиозных культов до более «земных» дел. Получается, что изначально юрист был носителем особых, почти сакральных, знаний. Сейчас юристом может стать каждый получивший профильное образование. Однако, потребителю услуг юриста очень важно, что специалист получил соответствующий диплом и соответствующим образом сертифицирован государством.

Социологи жестко разделяют профессии и виды занятости. К профессиям они относят только врачей, юристов и вузовских профессоров. В чем отличие профессии от занятости?

Во-первых, ими не может заниматься кто угодно. Например, человек с улицы по собственному выбору. Профессии обладают жесткой внутренней монополией на сферу деятельности, и, как правило, занятие той или иной деятельностью без согласия профессиональной корпорации является преступлением.

Во-вторых, они обладают монополией на рекрутинг — в подавляющем большинстве стран мира юристы определяют, кого можно считать юристом, нельзя сидеть в государственной экзаменационной комиссии по юриспруденции, не будучи юристом, или по медицине, не будучи врачом. В этом плане они автономны и, как правило, обладают мощными внегосударственными механизмами самоконтроля.

Почему именно юристы – это профессия?

Социологи считают, что ответ на этот вопрос связан с функционалистским подходом. Все профессии, в том числе юристы, отвечают за столь важную социальную функцию, что исторически они могли выжить только в том случае, если:

  • у них была автономия от регулярно меняющихся властей;
  • ими управляли только внутри своего профессионального объединения;
  • они создали языки описания профессионального общения, которые были бы автономны от внешнего мира.

Проще говоря, чтобы не мог сумасшедший король приказать врачам лечить иначе или более или менее сумасшедший епископ — переписать все право в области, которой он управляет.

Функционалистский подход объясняет, что для выживания человеческого сообщества, для выживания в первую очередь европейского общества в позднее Средневековье и Новое время автономизация медицины, юриспруденции, высшей школы была необходима и очень сильно увеличивала эффективность сообществ.

Сомнению этого подхода подвергают Элиот Фрейдсон и Эндрю Эббот, неовеберианские теоретики 60-х годов XX века. Они считают, что профессионалы и особенно юридическая профессия являются не только и не столько служителями сферы деятельности, сколько творцами той или иной сферы деятельности. Так, они создают то, что здесь и сейчас считается правом.

Усиление роли юридической профессии с точки зрения востребованности её на практике связывают с двумя датами. Ронкальский сейм 1158 года, на котором император призвал профессоров права Болонского университета, которые до этого жили практически автономно от реальной юридической практики и занимаются просто толкованием древних текстов, чтобы они не силой приказа императора, а силой внешнего объективного права наконец каким-то образом урегулировали его взаимоотношения с городами. Вторая дата – 1215 г. принятие Великой хартии вольностей в Британии, которая установила право на суд равных.

Тогда, по мнению учёных-социологов, возник институт юридического представительства. Юрист стал рассказчиком, связывающим в единую, логически непротиворечивую историю некоторый набор событий. Он начал собирать подтверждения фактам. Право становится аутопоэтичным. То есть в споре между мелким землевладельцем и королем право оставалось вне этих границ не с точки зрения источника, потому что источником права является королевское решение или акт парламента той же Великобритании, а с точки зрения языка и профессионалов, которые его реализуют.

Автономия юридической профессии оказалась фундаментом хотя бы минимального равенства. Стала основанием того, что личный авторитет, личная сила, личное влияние сторон будут хотя бы в какой-то степени нивелированы. Для чего это было необходимо? Да, для того, чтобы суд между епископом и простым человеком не превращался в обвинение простого человека в том, что он покушается на святую церковь.

Учёными-социологами сейчас принято думать, что рождение юридической профессии — это действительно одно из важнейших условий эффективного развития Западной Европы в первую очередь и североамериканского континента, условно говоря, до Новейшего времени, условно до конца Первой мировой войны. И институт более или менее автономного аутопоэтичного юридического обеспечения сыграл большую роль.

Источник: материал «Юридическая профессия», автор: социолог, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения ЕУСПб, Кирилл Титаев, postnauka.ru

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp