8 (800) 500-76-44
WhatsApp Задать вопрос эксперту

Арт-подделки: сколько их?

Старые художественные кисти на палитре красок - ru.depositphotos.com

Фото: ru.depositphotos.com

Лаборатория научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М. Третьякова (НИНЭ) составила рейтинг наиболее подделываемых работ русских художников 60-х годов, сообщили «Известия». По результатам проведенных 16 000 экспертиз, самыми «популярными» для фальсификации стали работы художников В.Г. Вейсберга, Д.М. Краснопевцева, А.Т. Зверева и Е.Л. Рухина.

Как сообщают специалисты лаборатории, более 55% работ, попадающих на экспертизу, являются подделкой. А среди авторов работ 60-х годов доля подделок составляет более 60%. Стоит отметить, что на протяжении многих лет доля фальшивых шедевров, попадающих на экспертизу, остается примерно одинаковой - от 40 до 55 %.

По словам Александра Попова, сооснователя НИНЭ им. П.М. Третьякова, такая ситуация подталкивает приобретателей произведений искусства требовать при покупке заключения эксперта. И в 2020 году спрос на проведение экспертизы произведений искусства увеличился на 14,5%.  Аукционные дома и галереи с мировым именем не продают произведения искусства без экспертизы. Но в Европе и США практически нет экспертов по русскому искусству. «Поэтому дилерам и аукционным домам приходится ориентироваться на провенанс и описания работ, которые элементарно подделать», - отметил А. Попов.


Провена́нс (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения произведением искусства, его происхождение. На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс влияет на цену произведения искусства (повышает), поскольку подтверждает происхождение произведения. 


Таланты и мошенники

Ежегодно в арт-галереях, музеях, частных коллекциях обнаруживаются копии или подделки (фальшивки) произведений искусства. Вероятно, подделывать произведения искусства, особенно популярные у коллекционеров, будут всегда, однако, с этим можно и нужно бороться.

Как выявлялись копии и подделки предметов искусства? Начнем сначала с терминологии. 

Копия и фальшивка

Копия - это произведение, которое является копией оригинала (копия - это повторение оригинала один в один). К этой разновидности неоригинальных произведений относятся: реплики (тоже копия, но с небольшими отличиями от оригинала, например, имеющая другие размеры); работа, авторство которой не установлено доподлинно (без атрибуции).

Копии и реплики часто продаются на рынке произведений искусства, и не все покупатели знают, что оригинал находится в музее, или частной коллекции.

Что касается работ, авторство которых не установлено, либо установлено недостоверно, такие работы, как правило, проходят несколько этапов экспертиз, так как никто не может с уверенностью указать, кто автор. В этом случае произведение можно отнести к определенной школе или мастерской конкретного художника. У многих старых мастеров были свои мастерские, в которых работали их помощники - другие художники, были последователи и ученики, подражающие стилю мастера.

Даже в результате поверхностного исследования потенциальной покупки можно обнаружить, что перед вами не оригинал, а копия. Например, в полном каталоге-резоне художника указывается описание и провенанс работ.  С помощью онлайн-поиска можно найти музей, в которой данная работа - оригинал хранится в настоящее время.

Подделка, фальсификат - это работа, намеренно сделанная в целях обмана, мошенничества.

У мошенников есть «инструменты», которые позволяют создать произведение искусства, которое сложно отличить от настоящего. Они используют не только достижения науки (состаривание краски, полотна), подражают стилю мастера, но и подделывают документы о происхождении объекта.

Поддельные документы провенанса могут включать письма, написанные от руки, или фотографии, подтверждающие происхождение работы. Некоторые известные мошенники даже создавали фотографии, на которых была изображена картина в окружении людей в костюмах и обстановке, соответствующих времени создания картины, чтобы убедительно доказать ее историю происхождения. 

Рынок арт-подделок

По данным Швейцарского экспертного института изящных искусств (Switzerland’s Fine Art Expert Institute - FAEI) половина продаваемых в 2014 году произведений искусства являлись подделкой. Некоторые эксперты считают, что доля подделок меньше. Тем не менее, учитывая, что в 2014 году арт-рынок оценивался в $45 млрд., очевидно, что часть коллекционеров и музеев потратили деньги на фальшивки.

Пока все арт-дилеры, аукционные дома, музеи и коллекционеры не будут готовы платить за научное исследование произведений искусства, за экспертные заключения, арт-рынок не избавится от подделок и мошенничества. Правда, проблема состоит в том, что многие комиссии по аутентификации и эксперты-искусствоведы все чаще выражают нежелание или отказываются совсем подтверждать подлинность произведений из-за опасений, что им предъявят судебные иски за неправильную атрибуцию произведений искусства.  

Примеры «громких» подделок 2018 года

В январе 2018 года в Музее изящных искусств в Генте было выставлено 26 работ русских художников-авангардистов ХХ века - Казимира Малевича и Василия Кандинского, которые предоставил частный коллекционер. Все работы были признаны поддельными. К такому выводу пришли ученые, указав, что данные работы не были включены ни в один каталог-резоне художников.

Международная газета The Art Newspaper заявила, что «у них нет выставочной истории, они никогда ранее не воспроизводились в серьезных научных публикациях и не имеют отслеживаемых записей о продажах». Кроме того, музей не проводил научный анализ произведений, потому что это стандартная процедура при покупке картин, но не в отношении выставки произведений из частных коллекций.

Также в январе The Telegraph сообщила, что коллекция 21 картины Модильяни, которая была выставлена в Палаццо Дукале в Генуе, является фальшивкой, кроме одной. Модильяни - один из самых копируемых художников в мире, его картины продаются миллионами. Марк Рестеллини, французский эксперт творчества Модильяни, считает, что в мире существует более 1000 фальшивых картин Модильяни. В июле выставка закрылась, картины были переданы на экспертизу.

Картина Этьена Террюса, Источник: Wikimedia Commons

В апреле 2018 года небольшой музей на юге Франции обнаружил, что 60% работ его коллекции - это подделка. Фальшивки обнаружил искусствовед, которого наняли для организации выставки недавно приобретенных картин художника Этьена Террюса. Эксперт установил, что 82 картины, недавно приобретенных музеем, написаны не Этьеном Террюсом. Сначала на одной из картин искусствовед обнаружил пейзаж, на котором были изображены здания, построенные после смерти художника. Затем, эксперт обнаружил несоответствие использованных материалов тем, которые применял художник при написании картин. В интервью газете Guardian эксперт упомянул, что «на одной картине подпись, проставленная чернилами, стерлась, когда я провел по ней своей белой перчаткой». Средняя цена работы составляла 160 тыс Евро.


Этьен Террюс (21 сентября 1857 — 22 июня 1922) — французский живописец-постимпрессионист, один из основоположников фовизма. В 1984 году в Эльне был открыт музей в его честь.


В июле два эксперта заявили, что картина, автором которой считался Франческо Пармиджанино (итальянский художник, гравер эпохи Возрождения), на самом деле - подделка. Картина была продана на аукционе Сотбис в 2012 году. В 2015 году продажу Сотбис отменил для того, чтобы эксперты подтвердили наличие почти в 20 местах картины присутствие современного синтетического зеленого пигмента - фталоцианина.

Сотбис подал в суд на продавца картины. По сообщению The Art Newspaper, после аукциона картина выставлялась в Парме, Нью-Йорке и Вене.

Кого подделывают чаще?

Наиболее часто подделывают работы старых и современных мастеров, чья стоимость на аукционах очень высока.

Если коллекционер или музей планирует покупать такую работу, необходимо провести научный анализ, искусствоведческую и историческую экспертизу произведения искусства, получить сертификат подлинности.

Отчеты об исследованиях могут храниться в специальных архивах - базе данных о произведения искусства. Это гарантирует, что вся информация о произведении будет надежно сохранена. 

Источник: Biggest Art Fakes and Forgeries Revealed in 2018 

Перевод выполнен редакцией Института СЭиК

По теме:

Как и кто проводит искусствоведческую экспертизу? 

Свитки Мертвого моря в Музее Библии оказались подделкой 

Как обнаружить идеальную подделку? Часть 1 и часть 2.

Все материалы на тему «искусствоведческая экспертиза» 

16.04.2021 06:00:00

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp