Молчание абонента не будет знаком согласия

Роспотребнадзор подготовил проект постановления Правительства о правилах оказания услуг телефонной связи. Проект документа разработан в рамках «дорожной карты» по реализации мероприятий «регуляторной гильотины» и поручениями правительства. Необходимость разработки связана с тем, что с 1 сентября 2021 года утрачивают силу Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 1342, а также с учетом развития потребительского рынка, технологий и появлением новых способов заключения договоров.

В частности, документ:

  • Содержит новый раздел о дистанционном способе заключения договоров;
  • Направлен на защиту прав потребителя - мобильный оператор не сможет предоставлять дополнительные платные услуги и менять их стоимость в одностороннем порядке. При этом, согласие на подключение дополнительных платных услуг абонент должен будет выразить активным действием, совершение которого должна быть отражено в детализации оказанных услуг;
  • Содержит обязанность оператора доводить до абонента необходимую и достоверную информацию не только путем размещения ее на сайте, но и информировать абонента через личный кабинет, информационно-справочную службу и другими способами дистанционными взаимодействия (например, смс-информированием). При этом, бремя доказывания, что информация доведена до абонента, лежит на операторе связи.

В проекте также предлагается разграничить понятия «тариф» и «тарифный план» в части предоставления оператору связи права  устанавливать и изменять в одностороннем порядке тарифы на услуги связи. Как правило, суды отождествляют эти понятия. 

Судебная практика показывает, что операторы злоупотребляют своими правами в части изменения тарифов в одностороннем порядке. В пояснительной записке Роспотребнадзор отмечает, что «под видом изменения тарифов на услуги связи, оператор связи изменяет тарифный план в целом, меняет его название, изменяет порядок, сроки и систему оплаты, исключает либо добавляет тот или иной перечень базовых и дополнительных услуг, изменяет технические характеристики услуги, единицу тарификации и другие существенные условия по договору без согласия потребителя». 

Проект документа проходит общественные обсуждения.

Напомним, что по действующим Правилам № 1342, оператор может менять тариф в одностороннем порядке. При этом, не менее, чем за 10 дней он должен разместить информацию на сайте и дополнительно направить короткое текстовое сообщение абоненту. Абонент может:

  • Согласиться с новыми условиями;
  • Расторгнут договор с оператором;
  • Перейти на другой тарифный план.



Источник: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи» (ID проекта 02/07/03-21/00113880) 



11.03.2021

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.