+7 (800) 500-76-44

Как правильно определить плату за выброс загрязняющих веществ?

Росприроднадзор выдал предписание компании о пересчете платы с повышенным коэффициентом за выброс загрязняющих веществ. Основание - отсутствие утвержденных нормативов. Компания оспорила предписание в суде - она сама утвердила нормативы. Суды всех инстанций поддержали компанию. Росприроднадзор не согласился и направил жалобу в Верховный Суд - нормативы ПДВ утверждает не компания, а федеральная служба. Верховный Суд отказал Управлению - компания действовала в соответствии с законодательством.

История вопроса

Межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — ответчик, управление) провело плановую выездную проверку на Чебоксарской ГЭС, которая принадлежит ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидо» (далее — Общество). 

Управление выявило, что за период с 01.01. 2020 г. по 31.10.2020 г. у Общества отсутствовали нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ I, II класса опасности. В связи с этим плату необходимо было исчислять с применением повышающего коэффициента 25. 
Данное нарушение свидетельствует о несоблюдении обязательных требований, связанных с платой за негативное воздействие на окружающую среду. Управление выдало Обществу предписание об устранении выявленных нарушений (в частности, п.2 - пересчитать нормативы за выбросы с учетом повышенного коэффициента).

Общество не согласилось с пунктом 2 предписания и обратилось с иском в арбитражный суд, требуя отменить данный пункт. Общество (далее-истец) указало, что при подсчете платы за негативное воздействие на окружающую среду в спорный период действовал проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), утвержденный Обществом на 2015–2019 г.г.. 

Позиция судов

Суд первой инстанции требование истца удовлетворил. Суд указал, что в законодательстве вопрос о сроках действия нормативов не урегулирован. Эти нормативы утверждает само Общество. Использование нормативов 2015–2019 годов не говорит о том, что после 01.01.2020 г. у Общества не было утвержденных нормативов допустимых выбросов: согласно приказу Общества ранее утвержденные им нормативы действуют до утверждения следующих. 
Таким образом, в течение всего 2020 году у Общества были утверждены нормативы ПДВ. Управление не представило доказательств обратного. Также, управление не доказало, что Общество допустило превышение установленных для объектов III категории нормативов допустимых выбросов.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования управления о перерасчете платы за негативное воздействие на окружающую среду в спорный период (п.2 предписания), не соответствует законодательству.

Апелляция и кассация согласились с доводами и решением суда первой инстанции.

Управление с решением судов не согласилось, и обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой. В ней управление указало:

  • Обществу было выдано разрешение на выброс на основании установленных управлением нормативов ПДВ;
  • Нормативы ПДВ были утверждены Обществу управлением на 5 лет (до 31.12.2019) в рамках оказания госуслуги, а не самим Обществом, т.к. у него нет на это полномочий. Соответственно, Общество своим внутренним локальным актом не имело права и оснований продлевать на 2020 год нормативы ПДВ.

Также управление указало на разницу в количестве источников выбросов загрязняющих веществ в 2014 году (16 источников) и в 2020 году (25 источников). По мнению управления, Общество знало об увеличении количества источников выбросов загрязняющих веществ уже в ноябре 2019 года. Поэтому проект нормативов предельно допустимых выбросов 2014 года на 16 источников не мог распространять свое действие на 2020 год. А значит, при расчете платы за период с 01.01. 2020 г. по 31.10.2020 г. нужно было применять повышающий коэффициент.

Позиция ВС

ВС указал:

  • Управление не оспаривало тот факт, что Ощество разработало проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в соответствии с требованиями действующего законодательства после проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • Управление не представило доказательств о наличии оснований корректировки результатов проведенной инвентаризации источников и выбросов вредных веществ к началу 2020 г..

Таким образом, суды верно отметили, что Управление не доказало отсутствие у Общества 2020 году утвержденных нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Судебная коллегия ВС РФ оставила обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу управления - без удовлетворения.

Дело № А65-22734/2021

Материал подготовлен редакцией ceur.ru

11.11.2022

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.