ВС вновь напомнил судам об основаниях и порядке медосвидетельствования водителей на состояние опьянения
После совершения ДТП водителя не направили на медосвидетельствование. Через несколько часов водитель попал в больницу из-за плохого самочувствия.
Анализ крови показал наличие этанола, который не говорил об опьянении. Однако эксперты рассчитали, что в момент ДТП водитель мог находиться в состоянии легкого опьянения.
Суды признали его виновным в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Но Верховный Суд решения отменил: нет достоверных свидетельств того, что водитель принимал алкоголь до совершения ДТП.
Суть дела
В 2016 году поздним вечером произошло ДТП с участием двух автомобилей: «Ауди», которым управлял водитель З., и «Форда», который вёл М.
Через несколько часов после ДТП водителя З. доставили в больницу, где ему провели исследование крови на алкоголь. Концентрация алкоголя составила 0,31 г/л, что свидетельствовало об отсутствии опьянения.
Однако в ходе исследования эксперты рассчитали возможную концентрацию алкоголя в крови на момент ДТП и пришли к выводу, что З. находился в стадии легкого опьянения.
Суды признали З. виновным в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (ч.1 ст. 12.8 КоАП). Его лишили прав на 1,5 года, а также назначили штраф 30 000 руб.
З. направил жалобу в Верховный Суд об отмене судебных актов как незаконных.
Что решил Верховный Суд?
В связи с аварией назначили комиссионную судебно-медицинскую экспертизу.
На какие вопросы отвечали эксперты?
- Находился ли водитель З. в момент управления транспортным средством и в момент дорожно-транспортного происшествия в состоянии опьянения?
- Какова степень опьянения З.?
- Каким веществом было вызвано опьянение?
Какими были результаты экспертизы?
- В крови, взятой у З. в больнице на следующий день после ДТП, обнаружили этиловый алкоголь в концентрации 0,31 г/л. Данная концентрация этилового алкоголя в крови обычно свидетельствует об отсутствии влияния алкоголя (алкогольное опьянение отсутствует).
- Эксперты провели расчеты окисления алкоголя в крови человека с учетом времени совершения ДТП (17 августа 23:30) и времени забора крови (18 августа 03:30), и концентрации алкоголя, обнаруженного при анализе в больнице. Эксперты пришли к выводу, что «в момент дорожно-транспортного происшествия последний находился в состоянии легкого алкогольного опьянения при условии приема этилового алкоголя до момента дорожно-транспортного происшествия».
При этом водитель З. последовательно заявлял и при производстве дела и в судебных заседаниях, что:
- не употреблял алкоголь ни до, ни после ДТП;
- после аварии, приехав домой, почувствовал себя плохо и принимал успокоительные препараты, которые могли содержать этанол;
- поскольку успокоительные не помогли, он вызвал «скорую» и был госпитализирован в больницу, где впоследствии и был взят анализ крови.
Что пояснил в суде эксперт?
- Перед ним не ставился вопрос о том, когда З. принимал алкоголь – до происшествия или после, поэтому ответить на вопрос не представляется возможным;
- В распоряжении экспертизы был только один результат анализа крови, взятый в больнице через несколько часов после происшествия. Других исследований не проводилось, «следовательно, определить фазу ризорбции (всасывания) или элиминации (выведения) невозможно».
ВС отметил, что сделать вывод о том, был ли водитель в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения, можно «только при условии приема названным лицом этилового алкоголя до момента дорожно-транспортного происшествия». Однако достоверных сведений о том, что «в момент управления транспортным средством З. находился в состоянии опьянения, материалы дела не содержат».
На что указал Верховный Суд?
- После аварии З. находился на месте происшествия, не был госпитализирован в медучреждение, присутствовал при оформлении ДТП сотрудниками полиции;
- У сотрудников полиции не возникло подозрение, что З. находится в состоянии опьянения, его не направляли на медосвидетельствование;
- Анализ крови, показавший концентрацию алкоголя 0,31 г/л, был взят в больнице «с целью дифференциальной диагностики алкогольной интоксикации от других заболеваний и определения места и объема лечения» через несколько часов после управления автомобилем. И результат этого анализа «не может безусловно свидетельствовать о том, что в момент управления транспортным средством З. находился в состоянии опьянения»;
- Кроме того, у больницы отсутствует лицензия на проведение медосвидетельствования на состояние опьянения;
- Снижение концентрации алкоголя в крови З. с момента ДТП до момента взятия крови в больнице ничем не подтверждено. Как пояснил эксперт, «определить фазу ризорбции (всасывания) или элиминации (выведения) этилового алкоголя не представлялось возможным». Вывод о том, что в момент ДТП З. находился в стадии легкого опьянения можно сделать при условии, что он принимал алкоголь до происшествия.
ВС пришел к выводу, что сделать однозначный вывод о том, что З. находился в момент ДТП в стадии опьянения, невозможно.
ВС решения судов отменил, производство по делу прекратил.
Источник: Постановление Верховного Суда РФ от 7 июня 2019 г. № 78-АД19-6.
По теме:
Не каждый врач может проверить водителя на состояние опьянения
Какие ошибки врачей при медосвидетельствовании – повод вернуть права?