8 (800) 500-76-44
WhatsApp Задать вопрос эксперту

Можно ли идентифицировать преступника по его речи?

Как фальшивая аудио кассета помешала найти «Йоркширского потрошителя»

В конце 70-х годов XX в. в Йоркшире орудовал жестокий убийца, жертвами которого в течение пяти лет были женщины. Все эти пять лет полиция безуспешно пыталась поймать «Йоркширского потрошителя». В какой-то момент полицейские получили три письма и одну аудиокассету, на которой некто, называвший себя убийцей, обращался к детективам и рассказывал о новых преступлениях. Следователи зацепились за акцент говорящего и изменили направление поиска: с Западного Йоркшира, в котором действительно орудовал серийный убийца (как выяснилось позже, это был Питер Сатклифф), на северо-восток Англии.

Автором фальшивых (а значит, преступных) улик был Джон Самюэль Хамбл, позже прозванный «Версайдский Джек». Именно его сильный северо-восточный акцент направил полицию по ложному следу.

На аудиокассету у полиции была большая надежда. Лингвист Стэнли Эллис, который занимался исследованием английских диалектов в Университете Лидса, попросил прослушать запись, чтобы определить место происхождения этого человека. Эксперт, используя определенные отличительные характеристики, пришел к выводу, что акцент говорящего на записи похож на акцент жителей региона Сандерленд. Стэнли Эллис провел много времени в регионе, записывая речь местных жителей, а также давая им прослушать запись голоса «Джека», чтобы установить возможное место его происхождения.

Когда обманщик Хамбл был схвачен, выяснилось, что Эллис правильно определил место, откуда тот родом. К сожалению, Хамбл был не тот, за кем охотилась полиция. И пока полиция шла по ложному следу, настоящий убийца совершил еще три преступления (1978-1981 гг.).

Прим. ред.:

Список подозреваемых состоял из 8 тысяч человек, а опрошенных было в пять раз больше. Почти все подозреваемые сумели доказать свою непричастность. Все, за исключением 241 человека. Они были поделены по рангам: в первой категории («самые подозрительные») оказалось 7 персон, во второй («внушающие подозрения») — 18, в третьей («недоказанное алиби») — все остальные. Питер Сатклифф числился во второй категории.

Питера Сатклифа допрашивали 9 раз. Каждый раз он отводил от себя подозрения, и его отпускали, в том числе из-за явного йоркширского акцента.

В 1981 году Сатклиффа арестовали случайно-полиция задержала его за небольшое правонарушение. Затем были найдены улики, которые доказали его вину.

Сатклифу предъявили обвинение в 13 убийствах и 7 покушениях на убийство. Он пытался изображать шизофреника, искусно симулируя симптомы, которые успел изучить за годы жизни с его женой (она действительно страдала психическим расстройством), рассказывая о голосах в своей голове, которые приказывали ему убивать, но суд, тем не менее, признал его вменяемым.

Однако исследования эксперта-лингвиста продемонстрировали то, что речь может стать уликой.

Как речь может стать уликой

Речь каждого человека имеет свои особенности. Вот почему общество часто оценивает индивида по тому, как он говорит. Речевую индивидуальность, в том числе акцент, используют правоохранительные и судебных органы для доказательства вины говорящего или установления его личности.

Жертва преступления не всегда может увидеть преступника. Например, в таких случаях, как телефонное мошенничество, шантаж, нападение в маске. Тогда именно голос преступника может стать уликой, которая позволит его идентифицировать. В таком случае полиция использует при расследовании показания тех, кто его слышал, а не тех, кто его видел.

Люди, которые слышали речь преступника, могут описать, как звучал голос, и это поможет понять, откуда предположительно этот человек родом. В отличие от лингвиста Эллиса, о котором мы рассказывали в начале материала, «обычные слушатели», у них нет экспертных знаний в сфере лингвистики, они могут ошибиться.

Насколько хорошо обычные люди разбираются в особенностях речи?

Мы знаем относительно немного о том, что может повлиять на правильность и достоверность идентификации по голосу. За прошедшее столетие исследователи изучали процедуру опроса очевидцев для получения максимально точных данных. Анализ результатов этих исследований помог выработать основные принципы Тернбулла, используемые в криминалистике и юриспруденции, а также повлиял на создание Методики, которую полиция должна использовать для идентификации человека. При этом опрос свидетелей, которые слышали только голос преступника, в основном игнорируется, и это остается большим пробелом.

Прим. ред.: В ответ на широко распространенную озабоченность по поводу проблем, возникающих в связи со случаями ошибочной идентификации, Апелляционный суд в Тернбулле [1977] QB 224 установил важные руководящие принципы для судей в процессах, в которых используются спорные идентификационные доказательства.

Криминалисты считают, что память на голоса можно сравнить с игрой в «глухие телефончики». Это подтверждают и исследования: люди запоминают лица гораздо лучше, чем голоса. Возможно, это из-за того, что мы больше внимания уделяем тому, что говорится, чем тому, как звучит голос говорящего, и что мы привыкли идентифицировать человека именно по его лицу, а не по голосу.

Люди запоминают лица гораздо лучше, чем голоса

Еще одна проблема: обычному человеку, непрофессионалу, трудно подобрать слова для описания голоса. Отсюда описания голоса часто неточные, расплывчатые и субъективные. Это основная проблема: ведь описание голоса может являться ключевым доказательством по делу.

Насколько важен акцент в установлении личности говорящего?

Акцент важен. Он является характерной чертой речи говорящего. Скорее всего, именно акцент упомянет свидетель, рассказывая о речи преступника. Однако описание этой особенности произоношения обычным человеком может иметь погрешность. Исследования говорят о том, что слушатели не всегда могут узнать даже культурные особенности речи или распространенные акценты.

Ученые провели исследование, в котором экспериментальная группа дожна была прослушать запись речи различных носителей английского языка и сделать вывод о регионе их проживания. В Эксперименте 1 участвовали носители языка с ярко выраженными региональными акцентами, а в Эксперименте 2 – с менее выраженными.

Часть первоначальных результатов показала, что более точными в описании речи были носители английского языка, а также те, кто жил в течение жизни в разных местах (это помогло им улавливать оттенки речи). Однако не это было основным выводом экспериментов.

Гипотеза первая: основное значение будет иметь то, в какой местности проживает участник эксперимента. Но как раз это и не повлияло на их мнение: некоторые люди, которые жили в разных частях Соединенного Королевства, затруднились с определением акцента. В то время, как другие, постоянно проживающие в одной местности, сделали это гораздо лучше.

Гипотеза вторая: важное значение будет иметь возраст: чем старше человек, тем больше акцентов он слышал, а, значит, может различить. Но и эта гипотеза не подтвердилась. Опыт взаимодействия с людьми-носителями различных акцентов – не равно точности интерпретации и узнавания местности.

Участников эксперимента также попросили оценить, насколько они уверены в правильности своих ответов. Результаты показали, что их уверенность не коррелирует с точностью ответов.

Исследователи пришли к выводу, что только точная оценка речи может помочь при расследовании преступлений и снизить риск судебных ошибок. Однако это должна быть именно точная интерпретация, иначе она может привести к ложному следу, как в случае с «Йоркширским потрошителем».

 

Источник: «Could you identify a criminal by their voice? It’s far harder than it sounds» by Natalie Braber, Associate Professor, Linguistics, School of Arts and Humanities, Nottingham Trent University and Harriet Smith,Research Fellow, Nottingham Trent University.

Перевод с английского выполнен редакцией Центра экспертиз ИСЭиК.

 

По теме:

Что эффективнее распознает голос: автоматизированные системы или ухо?

Анализ голоса следует с осторожностью использовать в суде. Часть 1

Анализ голоса следует с осторожностью использовать в суде. Часть 2

01.04.2019 00:00:00

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp