8 (800) 500-76-44
WhatsApp Задать вопрос эксперту

Красота или ум?

О чем говорит статистика

Международная организация труда (МОТ) недавно привела данные о росте безработицы в период пандемии 2019-2020 г.г.. В докладе отмечено, что количество работающих женщин уменьшилось на 4,2%, в то время, как мужчин - только на 3%. МОТ опасается, что тенденция к дисбалансу в сфере трудоустройства женщин и мужчин продолжится, и в 2021 году иметь официальную работу будет только 43% от числа всех женщин трудоспособного возраста.1

Выступая на Х Всероссийском съезде адвокатов (проходил 15 апреля 2021 года), Юрий Пилипенко отметил, что пока еще в России мужчин-адвокатов больше, чем женщин (58% и 42% соответственно). В этом смысле мы «не дорабатываем», по словам президента ФПА. 2

Что юридические фирмы ценят больше - красоту или ум?

Что касается западного общества, то там трендом является инклюзия, и общественность следит за соблюдением «гендерного равновесия». Однако, не возникает ли при этом других проблем? Неожиданные результаты исследования юридической фирмы Slater and Gordon.

Университеты позиционируют себя как место, где мозги намного важнее внешности. Поэтому кажется странным, что студенты американских университетов считают лучшими преподавателями тех ученых, которые обладают более привлекательной внешностью.

Именно такие  выводы были сделаны в недавнем докладе Университета Мемфиса. Исследователи пришли также к заключению, что больше всего от этого страдают преподаватели-женщины.

Фото: ru.depositphotos.com

И это приводит нас к очень неприятному выводу о том, что даже в XXI веке на работе красота ценится больше ума.  Такой взгляд на ситуацию безусловно поддержат женщины-ветераны радиовещания, такие как радиоведущая Либби Первс (Libby Purves)3, которая недавно сетовала на то, что Би Би Си пренебрегает женщинами определенного возраста.

Другое исследование, проведенное в Великобритании, дает более глубокое понимание проблемы. В нем сообщается, что работодатели просили служащих-женщин одеваться сексуальнее и использовать макияж при проведении видеоконференций.

Опубликованный летом юридической фирмой Slater and Gordon опрос 2000 офисных сотрудников, работающих дома во время самоизоляции, показал, что 35% женщин хотя бы один раз столкнулись с сексистским требованием своего работодателя. Как правило, оно касалось просьбы о том, как выглядеть для участия в видеоконференциях. Женщины рассказывали, что их просили нанести больше макияжа, или сделать что-нибудь с прической или одеться более вызывающе. Боссы мотивировали свои требования тем, что это «поможет бизнесу» или «будет приятно клиенту».

Судя по всему, переход к виртуальному общению на работе не искоренил того, что Дэниель Парсонс, юрист в компании Slater and Gordon, называет «архаичным поведением», которому «нет места в современном офисном пространстве». Когда успех сотрудника на работе зависит от его внешнего вида, который влияет на размер заработной платы и карьерный рост, это называется лукизм (lookism - дискриминация по внешности). Нельзя назвать это противозаконным, хотя, с определёнными оговорками, это должно бы быть именно так. 

Красавица и босс

Результаты опроса юридической компании Slater and Gordon подтверждают, что многие тенденции, описанные в недавно вышедшей книге «Эстетический труд», широко распространены и сохраняются, несмотря на переход к дистанционной работе. В книге рассказывается о более, чем 20-ти летних исследованиях и размышлениях об этой проблеме. Несмотря на то, что изначально исследования фокусировались на работе сотрудников гостиничной сферы и торговли, которые непосредственно контактируют с клиентами, те же проблемы были выявлены и среди представителей других сфер деятельности, включая ученых, инспекторов дорожного движения, консультантов по подбору персонала, переводчиков, телеведущих и цирковых акробатов.

Частные компании, уделяя большое внимание внешности сотрудников, считают, что это сделает их более конкурентоспособными, а государственные учреждения считают, что таким образом они будут выглядеть более привлекательно. В результате, и те и другие становятся все более настойчивыми в рекомендациях сотрудникам, как они должны выглядеть, одеваться и разговаривать.

Такие просьбы обращены и к мужчинам, и к женщинам, хотя к женщинам гораздо чаще, а требования связаны с приданием внешности большей сексуальности. И хотя треть мужчин и женщин мирились с комментариями по поводу их внешности во время видеозвонков, женщины чаще сталкивались с унизительными просьбами выглядеть сексуальнее. Проанализировав жалобы работников в Комиссию по равным возможностям Австралии за 10 лет, исследователи обнаружили, что количество обращений от мужчин растёт, но две трети жалоб по-прежнему поступает от женщин. Интересно, что исследование в Университете Мемфиса не выявило в отношении ученых-мужчин взаимосвязи между их внешним видом и оценкой их работы. 

Фото: ru.depositphotos.com

Идеи, навязанные обществом

Очевидно, что невозможно отделить работу от общества. В книге (речь идёт о книге «Эстетический труд» - прим.ред.) отмечается все более растущая одержимость общества идеей красивой внешности. Эстетизация внешности человека отчасти вызвана все возрастающим влиянием и важностью индустрии красоты и развитием косметической, или, как сейчас ее принято называть - эстетической хирургии.

Эти тенденции, возможно, понятны, учитывая то, что те, кого считают более «привлекательным», получают свою «премию за красоту» - у них больше шансов найти работу, получать хорошую зарплату и продвигаться по службе.  Напротив, одной из причин отказа в получении работы может стать «непривлекательность» или неумение одеваться, и этот отказ не будет противозаконным.

Некоторые исследователи уже описывали зарождение «эстетической» экономики. Очевидно, что это вызывает опасения несправедливой дискриминации при этом в отсутствии юридической защиты, например, инвалидов. Ориентация руководителей на более привлекательную внешность сотрудников не только сохранилась во время пандемии, но еще больше усилилась. Как только появились первые признаки роста безработицы, количество претендентов на некоторые должности выросло кратно. Например, в одном из ресторанов Манчестера на должность администратора претендовало более 1000 человек, а сеть элитных пабов All Bar One сообщила о том, что в одном из баров при наборе персонала было 500 человек на место. Сейчас работодатели избалованы выбором кандидатов на имеющиеся вакансии, и, вероятно, больше шансов получить работу будет у тех, кого считают привлекательными. Из исследования Тома Баума и его коллег в Университете Стратклайда (Шотландия) очевидно, что и до пандемии коронавируса сфера обслуживания была достаточно нестабильной и эксплуататорской.

Все это свидетельствует о том, что лукизм не исчезнет. Однако, если мы хотим избежать проникновения архаичных форм поведения в современное офисное пространство, пора переосмыслить наши ожидания от рабочего места будущего. Одно очевидное изменение, которое стоило бы сделать - это ввести законодательно запрет на дискриминацию по внешнему виду. Это обеспечило бы всем, независимо от внешности, равные возможности при поиске работы в прекрасном новом мире.

Источник: Lookism: beauty still trumps brains in too many workplaces

Christopher Warhurst, Professor of Work and Employment, University of Warwick

Dennis Nickson, Professor of Work, Employment and Organisation, University of Strathclyde


1 Новости «Парламентской газеты»

2 Отчет о деятельности Совета ФПА с апреля 2019 по апрель 2021 г.г. 

3 Libby Purves - Либби Первс (д.р. 02.02.1950), британская радиоведущая, журналист, театральный критик, писатель. В 1976 стала первой женщиной-радиоведущий на BBC. 


Материал подготовила редакция ceur.ru

07.03.2023 10:00:00

Бесплатная консультация


Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Заказать звонок

Спасибо, мы скоро свяжемся с вами.

Важно!

Ваши вопросы просьба задавать только в режиме сообщений, для звонков используйте номер 8 (800) 500-76-44 (бесплатно по России с любых номеров)


WhatsApp Написать в Whatsapp