Имущество банкрота продают для погашения долга, а не в качестве наказания
Гражданин-банкрот был собственником 1/5 доли земельного участка, выделенного его семье безвозмездно. Финуправляющий подготовил положение о реализации только его доли. Однако суды не согласились, пояснив, что нужно продать весь участок, а остальные члены семьи будут иметь приоритетное право его выкупа. ВС решения отменил и пояснил, почему нельзя было выставлять на аукцион весь земельный участок, который находился в долевой собственности у членов многодетной семьи.
Многодетный отец Е. в 2022 году подал заявление на банкротство. Мужчина владел 1/5 доли земельного участка, выделенного семье в качестве социальной поддержки. Летом 2023 года финансовый управляющий банкрота обратился в суд, чтобы утвердить положение о продаже земельного участка целиком по его кадастровой стоимости 201 170 рублей.
Суд утвердил положение о продаже в редакции, предложенной управляющим, дополнив документ сведениями о других участниках долевой собственности — бывшей жене Е. и троих детях, указав, что у них есть приоритетное право приобретения земельного участка.
Спустя некоторое время финуправляющий снова обратился в суд с заявлением об изменении положения о продаже — в первой редакции положения была допущена опечатка, ведь в собственности должника находилось 1/5 участка. Управляющий просил изменить пункт о продаже, т.к. реализации подлежала только доля банкрота по цене 40 234 рубля с преимущественным правом выкупа другими собственниками.
Что решили суды?
Суд первой инстанции отказал финуправляющему в изменении положения о продаже, так как пришел к выводу, что продажа земельного участка целиком не нарушит права остальных собственников имущества. Апелляция и кассация поддержали решение нижестоящей инстанции.
Управляющий подал жалобу в ВС, пояснив, что принятое решение нарушает права бывшей жены Е., которая должна будет выкупить весь участок, а не долю бывшего супруга.
Мнение ВС
ВС указал:
- Земельный участок предоставлен семье должника безвозмездно в качестве меры социальной поддержки в общую долевую собственность (по 1/5 каждому).
- При продаже доли должника в общей долевой собственности остальные собственники имеют приоритетное право ее выкупа (постановление КС № 23-П от 16.05.23).
- Суды установили, что должнику принадлежит только доля в праве собственности, но применили положения п. 7 ст. 21326 Закона о банкротстве о совместном имуществе супругов. Это противоречит правовой позиции а. 4 п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан».
- Кредиторы не возражали против изменений, предложенных финуправляющим. Суды не исследовали необходимость или отсутствие необходимости внесения изменений.
Основная цель реализации имущества банкрота – это погашение его финансовых обязательств перед кредиторами, а не наказание за неоплату задолженности. В случае, если расходы на организацию и проведение торгов приводят к потере экономического смысла процедуры погашения долга, то должник или финансовый управляющий имеют право просить суд об исключении этого объекта из конкурсной массы.
ВС отменил решения, дело направлено на пересмотр в суд первой инстанции.
Определение ВС № 306-ЭС24-14007 (2) от 25.11.2024 года.
По теме:
Как продать общее имущество супругов, если банкротом признали только одного из них?
Редакция ceur.ru