Кто руководит предпочтениями пользователей в интернете?
Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения АЮР разрабатывает законопроект, который будет регулировать правила использования рекомендательных сервисов IT-компаниями и соцсетями, сообщает «РГ». Эту инициативу комиссии уже поддержали сенаторы. В ближайшее время проект будет внесен в Госдуму.
Что такое «умная лента»?
Термином «умная лента» принято называть самообучаемые программы, которые производят выборку электронных новостей в зависимости от интересов аудитории. Алгоритм анализирует реакции пользователя на широкий контент, а затем создает индивидуальную новостную подборку. В результате, пользователь лишен возможности видеть хронологический порядок новостей. Важность и актуальность показа определяет программа.
А что не так с алгоритмом?
Подобные сервисы давно вызывают беспокойство у специалистов во всем мире. Многие эксперты высказывают мнение, что такие программы лишают человека возможности управлять собственными интересами, тем самым манипулируя пользователями. Бесспорно, одна из основных задач «Умной ленты» - помощь бизнесу. Маркетологи компаний при помощи таких сервисов создают рекомендации и поддерживают у клиента преданность бренду. В результате повышаются продажи.
Но в тоже время, рекомендательные сервисы являются и инструментом социальной инженерии. С их помощью можно формировать отношение к различным социальным проблемам. Особенно в среде детей и подростков, которые являются активными пользователями Интернета и социальных сетей.
Опыт зарубежных стран
В странах Европы, США и Великобритании использование рекомендательных сервисов регулируется законами. Так, закон ЕС «О цифровых сервисах» обязывает крупные онлайн-платформы подробно разъяснять пользователям основные принципы «умной ленты». Цифровые компании в США предоставляют в Федеральную торговую комиссию информацию о сборе, использовании и методах влияния своих действий на детей детей и подростков.
А как у нас?
В нашей стране пока правила по регулированию рекомендательных сервисов никак не закреплены. Этот вопрос требует детальной проработки. Основная цель инициативы - сделать работу алгоритмов «умной ленты» максимально прозрачной для пользователя. Цифровые платформы должны добавлять специальные маркировки, а также понятным и доступным языком предупреждать пользователей о том, что сервис использует подобные алгоритмы, и о том, как они работают. Особенно важно применять такие правила в сервисах, где отключение алгоритма технически невозможно.
Обзор прессы ceur.ru